0
4789
Газета Воины и Армии Печатная версия

26.02.2018 19:44:00

СНВ-3 стал заложником противостояния Москвы и Вашингтона

Однозначного ответа на вопрос о том, необходимо ли России продлевать Пражский договор, нет

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.

Тэги: россия, сша, пражский договор, снв3, подлодки, трайдент, ядерное оружие


россия, сша, пражский договор, снв3, подлодки, трайдент, ядерное оружие Подписывая Пражский договор, президент РФ Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама и не предполагали, что он станет камнем преткновения в отношениях между двумя державами. Фото с сайта www.kremlin.ru

В начале месяца Россия и США подвели итоги выполнения Пражского договора или, как он правильно называется, Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Обе стороны подтвердили свою приверженность соглашению. При этом в Вашингтоне признали, что оно усиливает безопасность США и их союзников, делает стратегические отношения между США и РФ более стабильными, прозрачными и предсказуемыми. В Москве же призвали своего партнера «продолжить конструктивный поиск взаимоприемлемых решений в отношении проблем, связанных с переоборудованием и исключением из расчета средств СНВ, а также любых других вопросов, которые могут возникать у сторон в контексте выполнения положений Договора о СНВ». 

Если перевести этот призыв с дипломатического на обычный русский язык, то окажется, что Россия сомневается в искренности и честности США в выполнении условий СНВ-3. Эксперты тут же заговорили о необходимости как минимум не продлевать договор, а как максимум – выйти из него. Сделав такое достаточно резкое заявление, Москва высказала свою озабоченность тем, что стратегические ракеты подводных лодок «Трайдент-2», с которых, как утверждают в США, сняты ядерные боеголовки и заменены на обычные, могут быть потом при необходимости вновь стать ядерными. Россию не убедили, что платформа разведения, на которой устанавливались ядерные боевые заряды, уничтожена. А значит, появляется возможность снова нарастить ядерный потенциал ВМС США. Боеголовок на носителях окажется не 1393, как утверждает Госдепартамент, а значительно больше.

Фактически МИД России обвинил США в том, что они не ликвидировали, как это предусмотрено договором, определенное количество ядерных боеголовок и ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, как заявил в своем отчете. А заменили их ракетами с обычными, неядерными боевыми блоками, что позволяет в будущем, когда это Вашингтону потребуется, опять вернуть в строй ядерные боеприпасы. То есть создали для себя возможность возвратного потенциала. При этом российской стороне не предоставляется возможность убедиться, что это не так. Повторяется история с Договором о РСМД, когда США не уничтожили до конца двигатели первой ступени ракеты «Першинг» и сейчас используют их в качестве ракет-мишеней для испытания своих перехватчиков ПРО.

Бросается в глаза еще одна деталь в заявлениях внешнеполитических ведомств двух стран. Ни США, ни Россия ничего не говорят о своем желании продлить это соглашение еще на пять лет (а такая возможность предусмотрена) и не предлагают подумать о новом Договоре о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ. Пражское соглашение заканчивает свое существование 8 апреля 2021 года, и если оно не будет продолжено или заменено новым, то окажется, что у двух великих держав, обладающих самыми большими на планете запасами ядерного оружия, больше нет друг перед другом никаких обязательств и сдерживающих факторов. И это при том, что к тому сроку Москва практически закончит обновление и модернизацию своего ядерного щита, а Вашингтон только начнет обновление своего. На эти цели администрация Барака Обамы выделила огромную сумму в 1 трлн 250 млрд долл. Администрация нового президента США Дональда Трампа подтвердила готовность потратить такую сумму в ближайшие 30 лет на подобные цели, а Конгресс и Сенат США проголосовал за выделение этих денег.

Будет ли разумно той и другой стороне запустить, что называется, на волю ничем не ограниченную гонку ядерных вооружений?! И в то же время, если американцы резко выйдут за пределы соглашений последнего договора о СНВ, не станет ли это для нашей страны убедительным аргументом не допустить своего отставания в ядерных вооружениях? И включиться в непосильную гонку? Сегодня это трудно представить, но что будет потом, 15–20 лет?

В свое время Барак Обама выдвигал идею о продлении СНВ-3. Но Москва тогда резко отказала. По многим причинам. В том числе и из-за агрессивной политики в отношении нашей страны. Официально это звучало так: невыполнение Соединенными Штатами обязательств по ратификации Договора о запрещении ядерных испытаний, срыв выполнения обязательств об утилизации излишков оружейного плутония, тактическое ядерное оружие США, размещенное в Европе, и развертывание дестабилизирующих систему безопасности комплексов ПРО на границах России. Эти причины до сих пор не устранены. И рассчитывать на смягчение российской позиции по поводу продления СНВ-3 очень трудно, тем более что нынешний президент США Дональд Трамп сам не в восторге от соглашения, заключенного его предшественником. Он не раз называл его «плохим» и «однобоким», намекая на то, что договор больше выгоден Москве, чем Вашингтону.

С другой стороны, кто бы ни критиковал Договор о СНВ-3, он принес большую пользу обеим договаривающим сторонам. Позволил и Москве, и Вашингтону повысить свою стратегическую стабильность и предсказуемость в отношении действий партнера. И если о доверии друг к другу можно говорить сегодня с большой натяжкой, все же поговорка «доверяй, но проверяй» в отношениях между Россией и США работала.

За семь последних лет стороны 14 раз (дважды в год) обменивались данными с полным учетом состояния состава стратегических ядерных вооружений. Они направили и приняли друг от друга более 14,6 тыс. уведомлений, касающихся размещения, перемещения и дислокации стратегических наступательных вооружений, испытательных пусков ракет. Непосредственно на позициях ракетных войск, на базах подлодок и на аэродромах дальней авиации, на складах с боеголовками были проведены 252 инспекции, 14 раз демонстрировались технические характеристики новых систем или же результаты преобразования того или иного оружия с тем, чтобы оно более не могло нести ядерный заряд. Состоялись 14 встреч двусторонней консультативной комиссии для обсуждения вопросов выполнения СНВ.

Эти контакты не прекращались даже в период глобальных кризисов, ставших причиной трений в двусторонних отношениях. Что опять же свидетельствует об огромном значении Пражского договора. Жаль только, что он в отношениях между Россией и США остался единственным и последним, а срок его действия неумолимо приближается к финишу.

И тем не менее, как представляется, и нам, и США все-таки нужен новый договор о СНВ или продление нынешнего. Ни тот, ни другой не помешают обновлению ядерного щита и меча РФ и США, но помогут делать это под контролем, без серьезных подозрений в обмане и непредсказуемости.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нефть России воспламенила страсти в Вашингтоне и Сеуле

Нефть России воспламенила страсти в Вашингтоне и Сеуле

Владимир Скосырев

США и Южная Корея ищут способ помешать сотрудничеству РФ с КНДР

0
1113
Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Готовы ли Москва и Запад сотрудничать в борьбе с терроризмом

Европа опасается новых нападений исламистов

0
763
Звук лопнувшей струны

Звук лопнувшей струны

Максим Артемьев

От ковра-самолета к вишневому саду

0
707
Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.03.24

0
1037

Другие новости