Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Западные СМИ после крушения Су-25 «Грач» в Сирии, сравнили российский штурмовик с его американским аналогом А-10 «Бородавочник» и пришли к неутешительным выводам, которые оказались не в пользу последнего. И это несмотря на тот факт, что за время сирийской кампании ВВС США не потеряли ни одного А-10.
Штурмовики – машины специфические, их могут позволить себе не все армии мира. На сегодня они состоят на вооружении только в РФ и США (Украина не в счет). В общем, эти два самолета действительно в какой-то мере морально устарели. Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года, А-10 совершил свой первый полет 10 мая 1972 года, на вооружении в модификации А-10А с 1977 года, версия А-10С – с 2007 года. Су-25 «Грач» начал массово поступать в войска с 1981 года, прошел большой боевой путь и будет оставаться на вооружении ВКС РФ как минимум до 2020 года. Предполагалась, что Су-34 заменит сразу две модели: штурмовик Су-25 и фронтовой бомбардировщик Су-24, но, как показывает боевой опыт, «Грач» пока остается незаменим. К примеру, в ходе сирийской кампании командование ВКС РФ намеренно провело замену 15 Су-24 на 12 штурмовиков, 10 января 2017-го западные разведывательные спутники зафиксировали отправку в Сирию трех групп Су-25СМ3. Дело в том, что для выполнения задач непосредственной боевой поддержки сухопутных войск скоростные современные многофункциональные истребители, мягко говоря, не подходят. Кстати, с той же проблемой столкнулись и американцы, когда решили полностью отказаться от своего штурмовика А-10 «Бородавочник». И здесь боевая практика потребовала вернуть, казалось бы, морально устаревшую ударную машину, способную выполнять специфические задачи непосредственной огневой поддержки войск в бою, – «летающие танки» по-прежнему востребованы.
В одном из своих интервью летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, сравнивая «Грача» и «Бородавочника», отметил: «Су-25 более маневренный, у него нет ограничений, как у А-10. К примеру, наш самолет может полностью выполнять сложный пилотаж, а американец не может, у него ограниченные углы тангажа и углы крена, вписаться в каньон А-10 не может, а Су-25 может». Рассмотрим эти машины детальнее. Обе они бронированы, но есть нюансы. Защита кабины А-10 состоит из титановых панелей, скрепленных болтами, которые при прямом попадании становятся вторичными поражающими элементами. Защита кабины Су-25 – это сварная титановая «ванна», пилот практически полностью защищен от поражения при обстреле из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а наиболее жизненно важные сегменты самолета защищены от боеприпасов калибром до 30 мм. У «Грача» более надежная топливная система и рулевые тяги, чем у «Бородавочника». Двигатели и в том и другом случаях расположены так, что при поражении одного из них второй должен продолжать работать, они конструктивно разнесены, но у Су-25 между ними бронированная кабина, у А-10 – воздух.
Максимальная ракетно-бомбовая боевая нагрузка «Бородавочника» – 7,26 т, плюс боезапас пушки 1350 снарядов (933,4 кг). Максимальная боевая нагрузка Су-25 – 4,4 т, боезапас пушки значительно скромнее – 250 снарядов (340 кг). Практический потолок у Су-25 – всего 7 км, у «Бородавочника» – 13,7 км. У «Грача» боевой радиус с нормальной нагрузкой – 250–300 км, его оппонент имеет более солидный показатель – от 460 км.
Но вот крейсерская скорость «Бородавочника» 560 км/ч, почти в полтора раза меньше, чем у «Грача» (750 км/ч). А максимальная скорость А-10 – 722 км/ч против 950 км/ч у российского штурмовика. По вертикальной маневренности, в скороподъемности американец, имея 30 м/с, в два раза уступает Су-25 (60 м/с). Разворот с креном больше 45 градусов у А-10А идет с потерей скорости, Су-25 этим не грешит.
Всего на «Грача» устанавливается 32 вида вооружений. Помимо пушечной установки ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (темп стрельбы которой 3000 выстрелов в минуту) он может нести бомбы фугасные, бетонобойные, объемного взрыва весом от 100 до 500 кг, неуправляемые и управляемые ракеты класса «воздух–поверхность», высокоточные боеприпасы. Штурмовик способен вести воздушный бой, для этого он может быть вооружен самонаводящимися ракетами класса «воздух–воздух» Р-60 или Р-73. Всего Су-25 имеет 10 внешних точек подвески. У «Бородавочника» – их 11. Что касается пушек, у «Бородавочника» 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с боезапасом 1350 снарядов 30х173 мм, но вести огонь возможно только короткими очередями. А «Грач» все свои 250 выстрелов в состоянии сделать одной очередью, и ему не нужен в отличие от А-10 специальный заряжающий комплекс для пушки.
Двигатель «Грача» Р-95Ш не экономичен, расходует 0,88 кг топлива в час (против 0,37 кг/час у американца). Но он неприхотлив и способен летать не только на керосине. Длина разбега у С-25 при взлете по бетонке – 550 м (у «Бородавочника» – 1152 м), на грунте 600 м, пробег при посадке без использования тормозного парашюта на бетонной ВПП – 600 м, на грунтовой – 700 м. Наш штурмовик более приспособлен к полевым условиям эксплуатации. Так в чем же дело? Почему американцы летают в Сирии без потерь, а российские ВКС этим похвастаться не могут?
Ранее планировалось принять на вооружение более совершенную модификацию штурмовика, известную как Су-39, но Россия по экономическим причинам не осилила этот проект. Сейчас в отечественной прессе появилось много публикаций о том, что модернизированные Су-25СМ3 оснастили комплексом РЭБ «Витебск», который защищает их от ракет с тепловыми головками самонаведения. Но этот комплекс был создан не вчера, почему на погибшем «Граче» он не был установлен? Или все же был? На печально известном видео просматривается, что штурмовик не произвел отстрел тепловых ловушек, хотя знал, что его обстреливают из ПЗРК. Известно, что ведомый ему передавал по радио: «По тебе работают! Выводи! Тангаж, тангаж! Маневрируй!» Допустим ракета разрушила один двигатель, но почему перестал работать другой? Самолету, чтобы оказаться в районе базы Хмеймим, надо было продержаться в воздухе не более 10 минут! Военный летчик майор Роман Филиппов вел себя геройски, специалисты считают, что он погиб из-за стечения безвыходных обстоятельств. Но, может быть, проблема кроется в организации боевых вылетов и носит системный характер? Практическое господство в небе расслабило командование сирийской группировки ВКС РФ, отсюда все беды? Конечно же, военные действия – это не воскресная прогулка, надо быть готовым ко всему. Тем более что Су-25 созданы для пекла, при непосредственной огневой поддержке сухопутных войск в бою они действуют на малых высотах. Но Минобороны РФ заявило, что 3 февраля штурмовики выполняли рутинный облет зоны деэскалации. Напоминаем, что с нормальной боевой нагрузкой Су-25 может продержаться в воздухе чуть более 30 минут, с учетом подлета в восточную часть провинции Идлиб и возвращения на базу у двойки российских штурмовиков на патрулирование и разведку оставалось около 15 минут. Не маловато ли для разведки?
комментарии(1)
1
Ditmar 20:41 12.02.2018
Скорее всего, у него просто не было тепловых ловушек. Не загрузили, сэкономили, по-надеясь на русский "авось". Но не прокатило...