Королева Елизавета II знакомится с редким произведением кулинарного искусства – тортом в виде авианосца. Фото Reuters
На минувшей неделе в британской военно-морской базе Портсмут в присутствии королевы Елизаветы II состоялась церемония ввода в боевой состав флота ее величества новейшего авианосца (АВ) Queen Elizabeth. Ожидается, что авианосцы данного типа станут ядром обновленных британских Военно-морских сил (ВМС) в новом тысячелетии.
«Сегодня, когда в строй флота ее величества принят его будущий флагманский корабль, начинается чрезвычайно важная глава в истории как Королевских ВМС, так и всего нашего государства в целом», – подчеркнул в своей речи министр обороны Гэвин Уильямсон.
Торжественная церемония ввода головного авианосца нового поколения в строй проходила в его подпалубном ангаре и завершилась традиционным поеданием торта в виде корабля, обязанность разрезать который военно-морским клинком – не менее почетную, чем обязанность объявить корабль вошедшим в боевой состав, – поручили супруге командира авианосца и самому молодому матросу его команды. Примечательно, что на время церемонии на почетную охрану королевских резиденций впервые заступили британские моряки: караулы были выставлены у Букингемского и Сент-Джеймсского дворцов, а также у Виндзорского замка и Тауэра.
«Подъем сегодня белого флага (военно-морской флаг Королевских ВМС Великобритании. – «НВО») на Queen Elizabeth в самом величественном и сильном виде подтверждает статус Великобритании как одной из великих морских держав мира, – подчеркивает адмирал сэр Филип Джонс, первый морской лорд и начальник штаба британских ВМС. – Авианосцы типа Queen Elizabeth станут сердцем модернизированных Королевских ВМС и будут способны проецировать силу и влияние на море, в воздухе, на суше и в киберпространстве, предоставляя нашему государству возможность выбора политических и военных решений в сегодняшнем неопределенном мире».
Новые авианосцы имеют водоизмещение 70 600 т, длину 280 м, наибольшую ширину 73 м и осадку 11 м. Они оснащены главной энергоустановкой, включающей газотурбинные и дизельные двигатели, и способны развивать скорость полного хода не менее 26 узлов. Дальность плавания – около 10 тыс. миль.
Состав авиагруппы: типовой – 40 летательных аппаратов (в максимальном варианте – 36 самолетов F-35B и четыре вертолета, типовой – 24 F-35B и вертолеты, а при необходимости – конвертопланы V-22), максимальный боевой – 50, а предельный – не менее 70 самолетов и вертолетов. Взлет самолетов – с помощью носового трамплина, посадка – на аэрофинишер. Имеются два самолетоподъемника.
Головной корабль серии авианосцев нового типа, которые, кстати, должны стать в британском флоте первыми за многие десятилетия полноценными, а не противолодочными или легкими авианосцами (их даже часто называют «суперавианосцами», но до этого титула, присвоенного американским плавучим гигантам, они, конечно, откровенно не дотягивают), был заложен на стапеле 7 июля 2009 года и спущен на воду 17 июля 2014 года. Затем последовал длительный период достройки и испытаний, а 26 июня 2017 года, то есть с трехмесячной задержкой относительно ранее утвержденного плана, авианосец впервые вышел в море для проведения первого этапа заводских ходовых испытаний, который продлился до 16 августа.
Причем 8 августа АВ Queen Elizabeth вынужден был прервать испытания для фотосессии, в которой кроме него приняли участие американский атомный многоцелевой авианосец George H.W. Bush и корабли его охранения, а также два британских и один норвежский боевые корабли, принимавшие участие в учении «Саксонский воин». Свидетелем этого события, вероятно, могла стать и российская многоцелевая атомная подлодка «Казань», которую в ходе указанного мероприятия учебно-боевой подготовки «неожиданно потеряли» натовские противолодочные силы. Шума этот случай тогда наделал немало (см. «Хорошая мина при плохой игре», «НВО» от 08.09.17).
После того как АВ Queen Elizabeth, первым командиром которого стал коммодор Джерри Кид, ранее командовавший АВ Ark Royal и АВ Illustrious, вошел в боевой состав флота, он пройдет дополнительные испытания. Так, ему предстоит доказать «совместимость» с вертолетами, а затем – сходить к берегам Америки, где он примет на борт истребители F-35B. Ожидается, что состояния полной оперативной готовности авианосец достигнет в 2020 году.
Второй корабль серии, Prince of Wales, заложен на стапеле 26 мая 2011 года и должен быть передан флоту в 2019 году. Стоимость постройки двух авианосцев обойдется Лондону в 6,2 млрд фунтов стерлингов.
Следует отметить, что британцы не случайно присвоили первенцу своего авианосного флота нового тысячелетия такое звучное имя. Кроме того что оно имеет некоторое отношение к ныне правящей британской королеве Елизавете II, которая крестила его в 2014 году, а теперь официально включила в боевой состав флота, оно еще и является чрезвычайно важным в истории британских ВМС.
Единственный корабль, носивший ранее это имя, а именно головной супердредноут в одноименной серии, известен тем, что именно на его палубе в 1918 году представители германского военно-морского командования официально признали поражение. Сдались, проще говоря. Но в Ютландском сражении этот гигант участия не принимал, поскольку стоял в доке, а в годы Второй мировой войны итальянские боевые пловцы почти на два года вывели его из строя.
Причем это уже вторая попытка британцев присвоить новому авианосцу такое знаменательное имя. Первый раз она предпринималась в 1960-е годы: так должен был именоваться головной авианосец типа CVA-01 полным водоизмещением 63 тыс. т и авиагруппой численностью около 50 самолетов и вертолетов. Тогда по разным причинам программу закрыли, но вторая попытка, судя по всему, удалась. Хотя, с другой стороны, как-то странно смотрелся ввод нового авианосца в боевой состав британского флота в день, трагичный для флота ближайшего союзника – Америки. Ведь 7 декабря – это день удара японской авианосной авиации по Перл-Харбору...