Фото сайта wikipedia.org
Глава Аргентины Маурисио Макри вчера обратился к членам семей экипажа подлодки «Сан Хуан» со словами поддержки: «Хочу сказать семьям и близким экипажа, что мы переживаем боль вместе с ними и готовы поддерживать их до конца». Президент также отметил патриотизм, героизм и храбрость погибших подводников.
Дизель-энергетическая подводная лодка «Сан Хуан» перестала выходить на связь с командованием 15 ноября. Спустя неделю, в четверг, 23 ноября, стало известно, что спустя три часа после последнего сообщения «Сан-Хуана» в этом районе зафиксирован взрыв.
СМИ сообщили, что с подводной лодки перед ее последним выходом из базы 10 дней назад сошли два моряка – один поехал ухаживать за внезапно заболевшей матерью, участие второго неожиданно понадобилось для оформления документов на недавно приобретенный дом. Кстати, многие российские издания сообщили, что моряки «покинули лодку перед ее пропажей», что, конечно же, полная глупость (лодка исчезла, когда уже находилась в море).
Вся эта история, счастливо закончившаяся только для двух членов экипажа «Сан-Хуана», чем-то напоминает историю с российской атомной субмариной «Курск», погибшей 12 августа 2000 года. Там тоже не вышли в море в роковой поход несколько членов экипажа субмарины. Капитан 2 ранга Михаил Коцегуб должен был, вернувшись с классов, идти на боевую службу вторым командиром «Курска», а после планировавшегося вскоре ухода командира «Курска» Геннадия Лячина на пенсию собирался принять от него корабль. Михаил опоздал на какие-то два дня. Он приехал в Видяево, когда «Курск» оттуда уже ушел. Старший мичман Иван Несена служил на «Курске» акустиком, но внештатно исполнял обязанности финансиста. Когда корабль уже отдавал швартовы, а матросы убирали трап, Лячин внезапно вызвал его и приказал остаться на берегу, чтобы за время отсутствия в базе корабля получить деньги на экипаж, иначе все могут остаться без получки. Мичман Несен едва успел сойти с уходившего на смерть корабля. Штурманского электрика мичмана Николая Корнилова невольно спасла его мать. Незадолго до последнего выхода «Курска» она попала в автокатастрофу и в тяжелом состоянии оказалась в реанимации. Николая отпустили к ней на побывку по телеграмме.
Известно, что на борту судна находились 44 человека вместо положенных 37, причем «лишние» семь человек не были моряками, то есть, согласно флотской терминологии, «пассажирами». Сообщается, что на борту находились двое пловцов подразделения спецназначения ВМС Аргентины и сотрудник флотской службы разведки. Кем были остальные четыре пассажира, не сообщается.
Командир подлодки в день ее исчезновения доложил о нештатной ситуации, которую командующий ВМС Аргентины охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее. Из этого был сделан вывод, что к взрыву, зафиксированному в этом районе, привели именно проблемы в аккумуляторном отсеке. Ранее предполагалось также, что причина трагедии – взрыв в торпедном отсеке. Правда, до сих пор неясно, находился ли на борту «Сан-Хуана» боезапас. И если находился, то что это были за торпеды.
Сообщалось, что на вооружении субмарины находятся американские торпеды Мк-37 (ВМС США их не используют, а старые модернизируют и продают другим странам). Это электрическая торпеда, в которой используются 90-100 элементов серебряно-цинковых аккумуляторов. При нарушении полярности хотя бы одного из элементов (при подготовке торпеды на берегу) корпус нагревается, начинается обильное газовыделение, что в случае короткого замыкания может привести к возгоранию. Выход в такой ситуации один – отстрел торпеды. Но, опять-таки, при погрузке торпеды в торпедный аппарат в нештатной ситуации может произойти что угодно.
Если же на корабле были парогазовые торпеды, то нужно учесть, что их компоненты – это перекись водорода, керосин и т.д. В общем, гремучая смесь. И при неправильно эксплуатации взрыв неизбежен.