Самолет РЛДН А-50У - один из предшественников А-100. Фото с сайта ТАНТК им. Г.М. Бериева
В области создания самолетов радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), или, как их называют на западный манер, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), Россия на первом этапе оказалась в роли догоняющего. Первыми самолет ДРЛО в том классическом виде, в каком мы его сегодня понимаем, создали британцы. Прототип, построенный на базе бомбардировщика «Веллингтон» Ic и оснащенный вращающейся антенной 1,5-метровой длины, был облетан в апреле 1942 года. Американцы же подняли в воздух первый самолет ДРЛО – палубный TBM-3W c радаром AN/APS-20 в подфюзеляжном обтекателе – 5 августа 1944 года.
Зато после войны Пентагон разошелся, что называется, от души: сначала в войска пошли самолеты ДРЛО типа PW-1W (переоборудовались из бомбардировщиков), а затем – уже изначально «заточенные» под решение задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления WV-2 (затем RC-121C, а с 1962 года – в EC-121). Данные машины стали основой известных в свое время «Барьерных сил» – комплексной системы дальнего обнаружения советских бомбардировщиков и ударных корабельных групп в зоне Атлантического и Тихого океанов. EC-121 также активно воевали во Вьетнаме: за годы войны они выдали данные по 3297 целям, обеспечили управление 210 тыс. летательными аппаратами и приняли участие в поисково-спасательных операциях, в результате которых удалось спасти более 80 сбитых американских летчиков.
Британские летчики в 1950-е годы также получили достаточно современные самолеты ДРЛО, а 26 января 1973 года в серию был запущен легендарный американский Е-3 «Сентри» («Часовой»). Причем его классификационное обозначение – AWACS (Airborne Warning And Control System) – стало нарицательным: словом АВАКС сегодня именуют без разбора все самолеты такого назначения.
Советский Союз откровенно отставал от своих противников. Дело дошло до того, что до сего дня бытует мнение, будто бы и сама идея использования радиолокации для обнаружения воздушных целей впервые пришла в голову западным специалистам. Отнюдь! Советские военные инженеры выдвинули ее еще в 1931 году, а в январе 1934 года успешно провели первые опыты. «Инновационная» же идея британского физика сэра Роберта Александра Уотсона-Уатта зафиксирована в виде письма в Министерство авиации только 12 февраля 1935 года. Однако надо отдать должное нашим союзникам, а затем – противникам. Благодаря отсутствию бюрократической волокиты первые РЛС противовоздушной обороны были построены именно в Великобритании, позволив туманному Альбиону во всеоружии встретить армады бомбардировщиков люфтваффе и в конечном итоге одержать победу в Битве за Британию.
Первый же советский самолет ДРЛО, знаменитый Ту-126 с радиотехническим комплексом «Лиана», поднялся в воздух 23 января 1962 года. Всего было построено 8 серийных машин. Они позволили прикрыть радиолокационным полем самое опасное в то время северное направление, а также обеспечили возможность дальнего обнаружения американских авианосных групп (к примеру, цель типа «крейсер» самолеты «ловили» с высоты 2-5 км на дальности до 400 км). Один из самолетов Ту-126 принял участие в Третьей индо-пакистанской войне (декабрь 1971 года), обеспечивая наведение на наземные цели не имевших бортовых РЛС индийских истребителей-бомбардировщиков Су-7БКЛ.
А вот затем отечественные специалисты совершили действительно серьезный качественный рывок в области разработки авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения. Самолетом нового поколения стал А-50, созданный на базе планера военно-транспортного Ил-76 и оснащенный радиотехническим комплексом «Шмель». В первый полет опытная машина под управлением летчика-испытателя Владимира Демьяновского отправилась 19 декабря 1978 года (серийные Е-3 «Сентри» стали поступать в войска полутора годами ранее).
Самолеты А-50 позволили командованию Вооруженных сил обеспечить полное накрытие радиолокационным полем границ страны с возможностью его оперативного наращивания на наиболее угрожаемых направлениях. Кроме того, эти авиационные комплексы позволили отодвинуть рубеж обнаружения самолетов (в первую очередь стратегических бомбардировщиков) и надводных кораблей (в первую очередь авианосцев) вероятного противника на многие сотни километров от границ Союза, создав непроницаемый радиолокационный барьер над Европой и Азией, а также над Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим океанами.
В новом тысячелетии авиационный комплекс А-50 прошел модернизацию в вариант А-50У, что позволило существенно повысить его эффективность: возросли дальность обнаружения и количество одновременно сопровождаемых целей, а также количество наведений своих средств. Первым А-50, серийно модернизированным в вариант А-50У, стал самолет с бортовым номером «47 красный». Российским Военно-воздушным силам он был передан 31 октября 2011 года.
Совершивший первый полет 18 ноября с.г. опытный А-100 представляет собой самолет радиолокационного дозора и наведения нового поколения. Он создан на базе планера модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, который оснащен экономичными двигателями ПС-90А-76 и новейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием, включая современные пилотажно-навигационный комплекс, систему автоматического управления и комплекс связи.
Главное «оружие» А-100 – его радиотехнический комплекс, в ходе проектирования которого были использованы прорывные технологии, новейшие комплектующие изделия и материалы. При этом одной из важнейших особенностей нового российского АВАКСа станет его двухдиапазонная РЛС, которая на авиационном комплексе такого класса применена впервые в мире и, в отличие от стоящих на самолетах семейства А-50 станций сантиметрового диапазона, будет обладать более высокими возможностями по обнаружению различных целей и в первую очередь – малозаметных самолетов, построенных с активным применением технологии «стелс».
«Я бы рискнул сказать, что это прорывная работа, потому что изюминка этой работы – новый двухдиапазонный локатор, который имеет на сегодняшний момент предельные характеристики. Поэтому можно считать, что А-100 – это революционная работа, которая будет определять облик авиационных комплексов дальнего обнаружения на многие годы», – подчеркивал в программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда» замминистра обороны Юрий Борисов.
Впереди у «сотки» еще не один испытательный полет, отработка радиотехнического комплекса и других систем, а с 2020 года новый авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления начнет серийно поставляться в войска. Об этом на недавнем селекторном совещании сообщил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.