Уже и на Западе признали, что равных российскому Су-57 в мире нет. Фото с сайта www.sukhoi.org
Во время празднования Дня Воздушно-космических сил (ВКС) РФ прозвучало сразу несколько примечательных заявлений. Все они указывают на качественные изменения, происходящие в российской военной авиации. Скажем, при подготовке к серийным поставкам в войска истребителя пятого поколения его проектное обозначение Т-50 изменили уже на постоянное строевое название Су-57.
Заявление о том, что перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) отныне именуется Су-57, сделал главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев накануне Дня Воздушно-космических сил. В прошлую субботу новый истребитель так и стали называть во время Воздушного парада, посвященного празднованию Дня ВКС, в парке «Патриот».
Парад начался с пролета воздушного построения «Тактическое крыло», сформированного из 10 боевых самолетов: четырех Су-34, двух Су-30СМ и четырех Су-35. За современными истребителями проследовали четыре вертолета с флагами видов и родов войск Вооруженных сил России. Потом небо над парком «Патриот» заняли восстановленные самолеты времен Первой и Второй мировых войн. Впервые в одном строю проследовали «Фарман» и «Пайпер-Каб», «Дуглас ДС-3» и По-2, штурмовик Ил-2, истребитель МиГ-3. Вместе с ними пролетели учебно-тренировочные самолеты Як-18, Як-30, Як-52 и МиГ-15УТИ, знаменитый Ан-2, а также современные учебные машины – СР-10 с обратной стреловидностью крыла и звено Як-130.
В числе новинок парада нынешнего года был самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик». Внушительным составом из самолетов Ан-26, Ан-12, Ан-72, Ан-148 и Ан-124 было представлено конструкторское бюро Антонова, к сожалению, доведенное сейчас в Украине почти до полного паралича. За тремя военно-транспортными Ил-76 проплыл «летающий радар» А-50.
Фестиваль авиации шел 2,5 часа, за это время в небе над парком можно было наблюдать более 150 воздушных судов, включая все боевые, транспортные вертолеты и самолеты, стоящие на вооружении ВКС России. В частности, посмотреть на стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, дальние Ту-22М3, вертолеты Ми-28Н и Ка-52 под управлением экипажей Торжокского авиацентра.
Ну, а пара тех самых ПАК ФА, именуемых теперь не Т-50, а Су-57, показала элементы воздушного боя. Российские истребители пятого поколения продемонстрировали прямо-таки фантастическую маневренность. Но еще фантастичнее представляются тактико-технические характеристики, которые создатели самолета разрешают открыто оглашать. Су-57 обладает весьма малой заметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Он может взлетать и садиться на полосу длиной всего 300–400 м, а также совершать длительные полеты на сверхзвуковых скоростях с многократной дозаправкой в воздухе. Истребитель может одновременно атаковать несколько воздушных целей и наземных объектов. При этом способен обнаруживать цель определенной отражающей площади на расстоянии где-то на 25–30% больше, чем его ближайшие конкуренты. К тому же восемь из 16 точек подвески ракет на Су-57 расположены внутри его фюзеляжа. Не случайно в апреле американское военное издание Global Conflict поставило российский ПАК ФА на первое место в мировом рейтинге истребителей. Позади оставлены даже F-22 и F-35.
Виктор Бондарев 20 июля сообщил, что промышленность скоро начнет изготовление установочной партии истребителей пятого поколения, которая должна состоять из 12 машин. Тогда в рамках авиасалона МАКС было подписано предварительное заключение по проведенным госиспытаниям ПАК ФА первого этапа. Наступает пора испытаний второго этапа – завершающего.
Но в День ВКС появились новости, связанные не только с новейшим российским истребителем. Главком пооткровенничал, сообщив журналистам по случаю праздника, что авиационная техника недалекого будущего станет беспилотной. «Мы никогда ни от кого не отстанем. То, что самолеты и вертолеты будут беспилотными, в этом мы не сомневаемся, – заявил Виктор Бондарев. – Это будет качественно новая авиационная техника, потому что идет развитие технологий, и уже сейчас все это активно внедряется в ВКС». Генерал-полковник напомнил, что на проходивших в течение двух последних недель соревнованиях «Авиадартс-2017» одним из победителей стал экипаж новейшего истребителя Су-35, который разрабатывался с учетом передовых научных заделов. «В тяжелые для Родины годы нашлись те, кто сохранил авиационную промышленность и смог все возродить. Сейчас мы на равных по самолетам пятого поколения благодаря Су-57», – сказал Бондарев.
Кстати, в субботу была распространена информация о ведущихся в России работах по созданию тяжелого ударного беспилотника, который оснастят перспективным двигателем как раз от истребителя пятого поколения. Ранее сообщалось, что летные испытания перспективного двигателя начнутся в конце текущего года.
Ну и важная новость поступила от президента Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря о перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА). «Мы защитили эскизно-технический проект и приступаем к опытно-конструкторским работам», – сообщил Слюсарь, отметив важность синхронизации комплекса работ по планеру, системам и двигателю на эту машину. А другой источник в оборонной промышленности рассказал, что ПАК ДА будет нести гиперзвуковое оружие, а также ракеты «воздух–воздух».
Еще одно важное заявление сделал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу: «Есть огромное количество девушек, которые хотели бы стать военными летчицами, мы получили сотни писем, поэтому приняли решение: в этом году мы будем набирать первую группу девушек в Краснодарское военное авиационное училище». Что ж, пока авиация еще не стала полностью беспилотной, ее успеют украсить и усилить девушки-летчицы.