В районе крушения военно-транспортного самолета в первые дни после трагедии. Фото Reuters
Прошлый век породил ряд таинственных катастроф, над разгадкой которых работает немало энтузиастов-исследователей, но никак не профессионалов. Причина тому зачастую одна – желание власти откреститься от событий и остаться «пушистой», незапятнанной перед народом. Так было с гибелью Валерия Чкалова и Юрия Гагарина…
К числу «таинственных» происшествий недавнего времени можно отнести катастрофу самолета Ту-154Б-2, случившуюся 25 декабря 2016 года при вылете в Сирию. О непринятии официальной версии Минобороны РФ по этой трагедии говорили многие специалисты. Единственное, с чем можно согласиться, так это с тем, что самолет был исправен, и это немаловажно.
Самолет Ту-154Б-2 обладает наивысшей тяговооруженностью, что позволяет ему спокойно продолжать полет при отказе одного из двигателей. В случае с бортом RA – 85572 сразу появляются несколько не озвученных ранее вопросов. Рейс в Сирию довольно ответственный, тем более с такими именитыми пассажирами – ансамблем им. А.В. Александрова. Давно известно, что для подобных рейсов обычно предусматривается двойной экипаж. Более того, машина и экипаж должны находиться на боевом дежурстве. В этом случае невозможен авральный набор экипажа и поиски его командира. Да и пассажиров необходимо предупредить за несколько суток, поскольку среди них немало гражданских лиц, о сборе которых по тревоге не может быть и речи. Почему же командование ВКС устроило тогда такой авральный вылет?
Второй вопрос: в составе авиационной дивизии особого назначения (адон) имеются не только морально устаревшие Ту-154Б-2, но и более новые Ту-154М, уже побывавшие в Сирии и способные перевозить без посадки на промежуточном аэродроме 18 тонн коммерческого груза или 180 пассажиров на расстояние 3900 км. Его предшественник Ту-154Б-2 с аналогичной нагрузкой способен покрывать расстояние в 2650 км. Согласитесь, заметная разница.
В дивизии имеются дальнемагистральные самолеты Ил-62М. Они способны перевозить большую нагрузку на заметно большее расстояние. Более того, Ил-62М при полной заправке может вернуться домой, используя неизрасходованное топливо. Аэродром Хмеймим с взлетно-посадочной полосой (ВПП) длиной 2797 м (хотя потребная длина полосы для него в зависимости от температуры окружающего воздуха 3000–3250 м) по идее позволяет принимать этот самолет с длиной разбега 2250 м и пробега 1 тыс. м. Для сравнения: самолету Ан-124-100 «Руслан» требуется ВПП длиной 3 тыс. м, но он неоднократно прилетал в Сирию. Однако и такую машину почему-то не предложили для того полета. Почему?
Главным же вопросом считаю другой: почему вылет состоялся ночью, а не утром, ведь лететь до Сирии совсем ничего. Спокойно совершили бы посадку в Моздоке, как это делалось не раз, и вперед, к конечному пункту маршрута. Но этого не произошло.
Из сказанного напрашивается единственный вывод, что этот полет был изначально так и задуман. Хотели скрыть от боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) его назначение. Дело в том, что аэродром Моздок как военный объект наверняка находится под контролем спецслужб США, фиксирующих, какой борт туда прилетает и какой улетает. Отношение же правительства и президента США к России давно известно, и с большой долей вероятности можно утверждать то, что Пентагон поделился бы своими разведданными с «умеренной» оппозицией. Появление же Ту-154 или Ил-62 в Моздоке (они в настоящее время эксплуатируются в основном ВКС) сразу их насторожит. Другое дело, гражданский аэропорт Адлер. Когда оттуда последний раз летали в Сирию?
Да и сам полет на малой высоте над морем, причем в темное время суток, не выдумка командира экипажа, а скорее всего приказ, поскольку позволял скрыть истинные намерения командования. Возможно, это была хорошая задумка, поскольку с гражданским самолетом, как показал опыт Украины, легче расправиться.
Но полет на малой высоте дело очень сложное, особенно над сушей, и требует специальной подготовки. Над морем же гораздо проще, тем более на высоте метров 300. Прошел незаметно нужный участок и набирай высоту в сторону Турции (нельзя исключать, что договоренность с ней была), туда, где тебя не ждут. Об этом мог знать лишь командир. Остальные члены экипажа должны были выполнять лишь его приказы, и никаких вопросов.
Этой таинственности должна была способствовать и дозаправка топливом в аэропорту без выгрузки пассажиров, чтобы их никто не видел. И тут уже нарушение всех наставлений по подготовке самолета к повторному вылету. А если пожар? Машина-то под током, к тому же должна была работать вспомогательная силовая установка, питавшая не только необходимый минимум оборудования, но и обновлявшая воздух в салонах.
Теперь несколько слов о перегрузе машины. В СМИ проскочили слова командира экипажа, обращенные к диспетчеру, с просьбой начать разбег с начала ВПП (проще говоря, с ее торца), поскольку борт «тяжелый». В связи с этим возникает еще один вопрос: зачем нужно было так перегружать машину? Да все очень просто, полет на малой высоте связан с перерасходом горючего. И это еще одно подтверждение версии о секретности миссии.
Для полета в сложных метеоусловиях ночью на борту имелось все необходимое: два авиагоризонта (не считая аварийного), радиовысотомер малых высот (не считая барометрического), указатель крена и скольжения, а также вариометр (указатель вертикальной скорости), хоть и несколько инерционный барометрический. Этих приборов вполне достаточно, чтобы начальный участок пути преодолеть на малой высоте. Однако…
В этой ситуации нельзя исключать плохую подготовку (для полетов на малой высоте) командира экипажа и отсутствие подобного опыта у второго пилота. Но это вина не экипажа, а организаторов акции. И в ней вряд ли кто признается, поскольку проще списать на экипаж, который уже не вернешь.
Есть в этой истории еще один неясный момент. Как известно, летному составу всех самолетов, будь то гражданский или военный борт, четко регламентировано так называемое полетное время, по прошествии которого любой член экипажа может отказаться от полета. Отсюда вытекает и еще один вопрос: когда у командира истекало его полетное время, был ли у него запас для полета в Сирию?
В заключение завершающий вопрос: зачем вообще нужно было устраивать эту показуху? Ведь в Сирии находятся военные, подготовленные для тягот военного времени люди. К тому же военнослужащие находятся там не на постоянной основе, регулярно проводится их ротация, а значит, и без концертов могли обойтись. Ответ на этот вопрос тоже находится на поверхности. Организаторам данной акции нужен был политический эффект, не более. И они его вообще-то получили.
Давно пора усвоить, что самым напряженным месяцем года является декабрь, особенно его последние дни, когда люди, спеша домой, совершают опрометчивые поступки. Примеров можно привести предостаточно. А у нас, как у правопреемника СССР, похоже, сохранилось в крови желание преподносить «подарки» с сюрпризами к праздникам и юбилеям. Не правда ли?