Российские военнослужащие раздают гуманитарную помощь в Сирии. Фото РИА Новости
После того как американский Конгресс большинством голосом одобрил ужесточение санкций в отношении России, многие видные политики в Москве и на Западе заявили об очередном витке ухудшения и без того плохих отношений между США и РФ. На данный момент единственной точкой, где Москва и Вашингтон продолжают сотрудничать, остается небольшой клочок земли на юго-востоке Сирии в районе города Ат-Танф. Здесь между американскими и российскими военными идет полноценный обмен информацией и согласуются все острые вопросы.
Эту территорию сейчас контролируют силы сирийской оппозиции, которые пользуются поддержкой США. В Вашингтоне не делают секрета из того, что в этом районе присутствуют спецназовцы коалиции: американские подразделения Delta, британские группы из 22-го полка SAS и представители аналогичных сил из других стран коалиции. Американцы не раз продемонстрировали, что будут защищать эту территорию во что бы то ни стало. Все попытки сирийских правительственных войск взять Ат-Танф пресекались действиями боевой авиации коалиции. Контроль над этой территорией позволяет Пентагону перекрыть сообщение между шиитским Багдадом (США не слепы и не доверяют своим иракским союзникам) и шиитским Дамаском, а через Ат-Танф проходит автодорога, соединяющая столицы Сирии и Ирака. К настоящему времени коалиции удалось оседлать практически всю сирийско-иракскую границу, кроме районов, до сих пор занятых «Исламским государством» (ИГ – террористическая организация, запрещена в России). Крупная северная сирийско-иракская автотрасса контролируется курдским ополчением, которое патронирует Вашингтон. Центральная автомагистраль, проходящая через Дейр-эз-Зор, Абу-Кемаль (Сирия), Эль-Кайм (Ирак), перерезана силами ИГ. Единственный пункт, где иракским и сирийским военным удалось войти в соприкосновение, – это пограничный переход Аль-Валид, который расположен севернее контролируемой коалицией зоны безопасности в районе Ат-Танф.
В ходе встреч российского президента Владимира Путина и американского лидера Дональда Трампа на полях саммита «большой двадцатки» кроме прочих вопросов обсуждалось установление зоны безопасности в районе города Ат-Танф. По информации, исходящей от источника из Госдепа США, российский президент пошел на уступки американскому коллеге, признав район Ат-Тафт как зону безопасности, контроль над которой остается в руках коалиции, возглавляемой Вашингтоном. США сняли с повестки дня вопрос об устранении режима Башара Асада. По сути, эта договоренность означает, что Москва согласилась с присутствием американских военных на территории Сирии. Правда, представитель совместной оперативной группы коалиции «Непоколебимая решимость» полковник ВС США Райан Диллон еще до встречи президентов говорил о районе Ат-Танф: «С Россией было согласовано, что это будет именно зона безопасности», тогда это утверждение было опротестовано главой российского МИДа Сергеем Лавровым. Уже после Гамбургского саммита, 9 июня, издание Wall Street Journal, ссылаясь на американских правительственных чиновников, опубликовало сообщение о том, что администрация президента США ведет с Россией секретные переговоры о создании зоны безопасности на юго-западе Сирии и о прекращении огня на участках боевого соприкосновения сирийских правительственных войск и вооруженных формирований сирийской умеренной оппозиции.
С другой стороны, есть заявление главы командования специальных операций Пентагона генерала Рэймонда Томаса, сделанное им во время недавно прошедшей в Аспене (штат Колорадо) конференции по безопасности: «Россия может указать США на отсутствие законных оснований оставаться в Сирии, где Пентагон без разрешения Дамаска проводит военные операции против террористов… Русские скажут нам: «Почему вы все еще в Сирии?» – и Пентагон не найдет что на это ответить. Если русские разыграют эту карту, то мы уже не сможем там остаться, а русские – смогут». Эта конференция прошла после саммита «большой двадцатки», после которого в окружении президента США заявили о готовности наладить взаимоотношения с Россией. Белый дом озвучил намерения свернуть военную поддержку умеренной оппозиции в Сирии. Получается, что Конгресс США действует в пику международной линии своего же президента и намеренно идет на обострение отношений с Москвой.