В качестве одного из основных средств нанесения воздушных ударов в Сирии американцы используют свой старый штурмовик А-10 «Бородавочник». Фото с сайта www.dvidshub.net |
Удары американской боевой авиации по сирийским правительственным силам воспринимаются Москвой как прямая угроза российским военным, чье присутствие в Сирийской Арабской Республике обусловлено соответствующим международным договором. США в данном случае не утруждают себя заниматься дипломатическим прикрытием своих действий, а свою позицию мотивируют тем, что не признают легитимность Башара Асада как главы суверенного государства.
Только за 2017 год США совершили три военные акции против сирийских правительственных войск и их союзников. Это проведенный 7 апреля двумя эсминцами Ross (DDG-71) и Porter (DDG-78) ВМС США удар 60 крылатыми ракетами (КР) Tomahawk по авиабазе Эш-Шайрат. Поводом для проведения этой атаки стало обвинение в адрес Дамаска в применении химического оружия. Урон от этой акции был несущественный. Затем два авианалета американцы провели в так называемой зоне безопасности, недалеко от города Ат-Танф. Первый состоялся 18 мая, тогда американцы отбомбились по колонне техники, принадлежавшей шиитскому ополчению, поддерживающему Башара Асада. А второй авиация США провела не далее как во вторник. Причем урон сирийские правительственные войска и поддерживающие их силы в этих двух эпизодах понесли совсем незначительный.
Американская сторона по поводу случившегося сделала заявление: «Несмотря на предыдущие предупреждения, поддерживающие режим силы вошли в установленную зону избежания конфликтов (зона безопасности), речь идет о танке, артиллерии, средствах ПВО, несущих вооружение технических автомобилях и более 60 солдатах, которые представляли угрозу коалиции и партнерским силам, входящим в состав гарнизона Ат-Танфа. Коалиция вынесла несколько предупреждений по линии избежания конфликтов, а затем уничтожила две единицы артиллерии, одну единицу противовоздушного оружия, а также повредила танк». Из Вашингтона также прозвучало сообщение, что «коалиция не намерена воевать с сирийским режимом или прорежимными силами, но готова защищаться, если поддерживающие режим силы откажутся освободить зону избежания конфликтов». Похоже, американцы сделали Москве предложение о начале раздела Сирии. Причем очень даже не тонко намекнули, что собственные интересы они будут защищать силой своего оружия.
Вероятно, Дамаску придется признать то обстоятельство, что север страны потерян, речь идет о территориях, ныне именуемых Рожава (пока рассматриваемых как Курдская автономия), но на этом Вашингтон останавливаться не намерен. Во вторник стало известно, что отряды Сирийских демократических сил (СДС), которые пользуются поддержкой США, начали штурм Эр-Ракки с трех направлений. В частности, есть информация, что отряды курдского ополчения ворвались в город с востока, идут бои за квартал Машлаб. СДС уже вышли местами на правый берег Евфрата, постепенно продвигаются в глубь страны, и подконтрольные им территории вряд ли когда -либо будут отданы под юрисдикцию Дамаска. То же происходит и на юге Сирии, вблизи границ с Иорданией и Ираком, где «окопались» другие силы сирийской оппозиции, подконтрольные США.
Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов вчера заявил, что дипломатические меры приняты, Россия выступила инициатором срочного созыва Совета Безопасности с целью обсуждения этой проблемы, потому что это становится неприемлемой закономерностью. Он также заверил, что на площадке Совбеза ООН будет обсуждаться весь комплекс мероприятий, направленных на пресечение этих явлений, поскольку США не просто допускают недружественные действия в отношении Сирии и России, а действуют вразрез с международным правом. И это, пожалуй, все, чем Кремль может ответить на практические напористые действия США.
Вашингтон, конечно же, уверен в своем военном превосходстве, его воздушные удары по сирийским войскам и проправительственным формированиям выглядят лишь как хорошо отработанная политика давления на Москву. В этом споре Америкой мнение Дамаска вообще не учитывается. Скорее всего эта практика продолжится. Штаты, таким образом, обозначают границы, в пределах которых они позволяют России влиять на ситуацию, происходящую в Сирии.