Эсминцы ВМС США выпустили по Сирии 59 крылатых ракет «Томагавк». Фото с сайта www.navy.mil
Если бы американцы действительно хотели наказать Башара Асада за применение химического оружия, они бы в два счета стерли сирийскую авиабазу Шайрат с лица земли. Тем более что никакой химической атаки не было, в чем не сомневается даже саудовская Al-Arabiya. А была элементарная провокация, инсценированная сомнительными белыми касками, уже неоднократно уличенными в подлогах с помощью фотошопа и других подручных средств.
Но в Вашингтоне не стали дожидаться результатов расследования, а попросту послали миссию ООН и Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) с их стандартными процедурами куда подальше. Иначе говоря, поиск истины Белый дом изначально не волновал, не волновал он и Дональда Трампа, загнанного в угол политическими оппонентами. И большого выбора у него уже не оставалось: или продолжать терять лицо и рейтинг в противоборстве с Конгрессом и судебной системой (так и до импичмента недалеко!), или же предпринять нечто такое, чтобы все моментально его зауважали, причем больше, чем предшественника. В том числе и главные оппоненты. С демократической стороны Хиллари Клинтон, а с родной республиканской – скандально известный сенатор от Аризоны Джон Маккейн, еще до инаугурации пообещавший, что заставит Трампа («никуда он не денется!») играть по традиционным правилам.
И не делся. Но вот что примечательно. Из чувства политического самосохранения Дональд Трамп сделал даже больше, чем от него ожидали. Дело в том, что сирийская авиабаза Шайрат до последнего момента считалась зоной политической и военной ответственности Кремля, и даже Барак Обама не решился перейти эту условную красную линию. Что же касается Трампа, то он, надо полагать, не слишком колебался, прежде чем поднять в воздух «Томагавки», поскольку его главная цель – показать Владимиру Путину, кто в Сирии хозяин ситуации. И не только в Сирии, но и в мировом масштабе.
При этом Белый дом мог и не предупреждать Кремль о готовящемся воздушном ударе. Но задумано было иначе. Во-первых, чтобы никто из российских военных специалистов не оказался в числе жертв – такой вариант пока ни к чему. Во-вторых, чтобы Кремль, для которого и разыгрывался весь этот спектакль, не стал «с перепуга» делать резкие движения, а успел занять место в партере и, что называется, в полной мере насладиться эффектом от быстрого глобального удара в миниатюре. Ни для кого не секрет, что 59 «Томагавков», стартовавших с американских кораблей, – это для США, которые уже в 2015 году располагали арсеналом в 3500 аналогичных ракет, капля в море. «Калибров», готовых к применению, у России существенно меньше.
Еще одно доказательство тому, что Башар Асад в этой геополитической инсценировке фигура второго плана – символический ущерб, нанесенный «Томагавками» сирийской авиабазе. Причем чуть ли не половина крылатых ракет, как утверждает официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков, до целей так и не долетела – то ли «отсырели», то ли сбились с курса под воздействием российских средств радиоэлектронной борьбы. Варианты обсуждаются разные, но истина известна только американскому и российскому командованиям. Но не это сейчас главное.
«Томагавки» еще пикировали на цели, а расклад сил в мире уже изменился. Первым почувствовал, что сейчас он вне игры, глава британского Foreign Office Борис Джонсон и в экстренном порядке отменил свой визит в Москву. И это правильно, потому что его дипломатический кейс после удара по сирийской авиабазе моментально устарел. Изменилось и содержание кейса госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Предполагается, что теперь он едет в российскую столицу не сверять часы и не договариваться о параметрах запланированной встречи Дональда Трампа и Владимира Путина, а с ультиматумом: Москва должна отказаться от поддержки Башара Асада.
Аргумент все тот же: демонстративный глобальный удар в миниатюре, продемонстрированный в Сирии. На подходе и второй аргумент, свидетельствующий о решимости американского лидера «вновь сделать Америку великой мировой державой»: атомный авианосец «Карл Винсон» неуклонно приближается к побережью Северной Кореи… И с Трампа, судя по всему, станется. Похоже, он действительно не Обама и не станет стесняться в средствах, чтобы отодвинуть Москву на политическую обочину. Где, как считают на Западе, ей самое место.
Дрогнет ли Москва, вот в чем вопрос… Пока вроде бы держится, хотя надо отдать должное Дональду Трампу, сумевшему, в отличие от предшественника, вечно, до нервного расстройства проигрывающего Владимиру Путину, на этот раз перехватить политическую инициативу. Москва, как известно, ответила односторонним прекращением действия Меморандума о предотвращении инцидентов в небе над Сирией, заключенного между США и РФ, что уже понятно, в лучшие времена. Совсем закрыть для американцев и их союзников небо над сирийской территорией, которую он контролирует, Кремль пока что не решился. Но намерение усилить ПВО вооруженных сил Башара Асада прозвучало.
…Если дойдет до того, что С-300 или С-400 «Триумф» завалят некоторое количество «Томагавков» или ударных американских истребителей, их реноме, несколько пошатнувшееся после безнаказанного удара по сирийской авиабазе Шайрат, безусловно, выправится. Но это будет уже совсем другая война. Так что лучше оставаться в политическом мейнстриме. Тем более что Дональд Трамп уже доказал, что он «крутой парень». Даже очень. Еще ни одному американскому президенту не удавалось всего за три месяца в должности так близко подтолкнуть мир к роковой черте.