Фото пресс-службы Northrop Grumman Corporation
Известно, что чудес на свете не бывает. Не успели американские конгрессмены переварить запрос командования ВВС о выделении денег на новую стратегическую ядерную крылатую ракету, как 15 марта парламентский комитет по делам вооруженных сил «расписался» в получении официального требования Военно-воздушных сил одобрить разработку и производство минимум 100 перспективных стратегических бомбардировщиков В-21 Raider. Согласитесь, логика железная: новая ракета – новый носитель.
Еще в 2012 году Калифорнийский институт международных исследований в Монтерее и Центр Джеймса Мартина по вопросам нераспространения ядерного оружия опубликовали данные, согласно которым в последующие 30 лет ВВС выделяется 55 млрд долл. на закупки новой техники. Среди всего прочего тогда планировалось приобрести 80–100 новых бомбардировщиков. В конце 2015 года корпорация Northrop Grumman выиграла тендер на разработку дальнего стратегического бомбардировщика, получившего обозначение LRS-B (Long Range Strike-Bomber). А в конце прошлого года американцы частично рассекретили программу LRS-B и показали изображение внешнего вида нового бомбардировщика. Согласно информации министра ВВС Деборы Ли Джеймс, теперь новый самолет обозначается как B-21 (B – bomber, 21 – XXI век). Чуть позже у него также появилось имя собственное – Raider.
Весной 2016 года (именно тогда военные определились с новой ядерной крылатой ракетой) заместитель командующего ВВС генерал Стефан Уилсон заявил, что сотня самолетов В-21 – «это не потолок, а пол». По его словам, «минимальное количество 100 В-21 наряду с остальными типами бомбардировщиков отвечает будущим потребностям Глобального стратегического командования ВВС». Еще более определенно высказался по этому поводу сам командующий, генерал Робин Рэнд: «Я не представляю себе, как смогу выполнять боевые задачи с меньшим числом бомбардировщиков...»
Согласно официальным заявлениям, В-21 призван заменить прежде всего американского стратегического патриарха – бомбардировщик В-52 Stratofortress, состоящий на вооружении еще с марта 1956 года. Кроме того, В-21 придет на смену своему «близнецу» – принятому на вооружение в 1994 году бомбардировщику В-2 Spirit. Этот стратегический бомбардировщик, как и его тактический ударный собрат F-117, выполнен по уникальной схеме «несущее крыло» с использованием техники снижения демаскирующих признаков Stealth. В 1981 году ВВС заключили с фирмой Northrop контракт на разработку стратегического бомбардировщика на базе новой техники, получивший обозначение АТВ. Эта техника – Stealth – предусматривает различные меры, направленные на уменьшение радиолокационного сечения летательного аппарата и вообще его заметности для радиолокационного и оптического наблюдения.
Прежде всего речь шла о фюзеляже такой формы, которая обеспечивает обтекание излучения РЛС. Конструкция таких самолетов предусматривает широкое использование композиционных материалов на основе углеродного волокна, графитовую обшивку, армированную волокном, а также специальные красочные покрытия. Расчеты показали, что наилучшей основой планера нового бомбардировщика является несущее дельтовидное крыло без хвостового стабилизатора. При этом гондолы двигателей размещаются непосредственно в корпусе.
Зачем же американским ВВС понадобился еще один «стелс-бомбардировщик», если В-2 остается все еще новой машиной, однако проверенной в боевых условиях? Ответ однозначный. В-2 при всей своей внушительно ракетно-бомбовой нагрузке (может нести, в частности, 16 атомных бомб В-61) не предназначен для оснащения ядерными крылатыми ракетами. Модернизировать же его под новую стратегическую крылатую ракету LRSO не имеет смысла по финансовым соображениям. Тем более что, согласно оценкам ВВС, «более возрастной» В-52, оснащенный сегодня крылатыми ракетами с термоядерной боевой частью, останется в строю вплоть до 2040-х годов.
Напоследок один пикантный момент. Сама идея «несущего крыла» как ключевого элемента техники Stealth, далеко не американское ноу-хау. В самом конце Второй мировой войны американская разведка развернула широкомасштабную программу под кодовым названием «Страсть», основной задачей которой был сбор информации о немецких разработках в области перспективных вооружений. Наибольший интерес у американцев вызвали захваченные подробные чертежи самолета «Дельта», выполненного именно по схеме «несущее крыло» немецкого конструктора, специалиста по прямоточным воздушно-реактивным двигателям (ПВРД) Александера Липпиша. Самолет, получивший обозначение Р-13b, разрабатывался с мая 1944 года и фактически был готов к началу 1945 года. Согласно документам программы «Страсть», немцы впервые успешно испытали «Дельту» с комплектом вооружения ранней весной 1945-го где-то в Южной Баварии.
Исследуя немецкие документы, союзники выяснили, что этот реактивный истребитель был выполнен по всем правилам техники Stealth, то есть был невидим для радаров того времени. Благодаря уникальной конструкции камер сгорания его двигателей «Дельта» могла развивать скорость до 2100 км/ч. Из немецких источников ясно следует, что истребитель комплексно испытывался в начале 1945 года, и во время этих полетов самолет действительно преодолевал звуковой барьер...
Если мы взглянем на В-2 и извлечем из архивов изображение «Дельты», то покажется, что «чертежные доски» разработчиков обеих машин стояли рядом. И все может быть… Как показывает практика, к тоннам ценнейшей трофейной информации, особенно в области авиации, американцы отнеслись с предельным вниманием. А лучшие умы Германии в области аэрокосмоса прочно осели в американских научно-технических центрах. Доктора Липпиша, разработавшего реактивные двигатели для «Дельты», признали непререкаемым авторитетом в области сверхзвукового полета на базе ВВС США в Райт Паттерсон штата Огайо. Кроме всего, он в компании легендарного немецкого, а затем и американского законодателя ракетно-космической моды Вернера фон Брауна разработал проект орбитальной космической станции как носителя ядерного оружия для бомбардировки наземных целей.
Рукописи, как нам объяснили, не горят. А идеи не умирают.