Фото Gettyimages
Сирийское военное командование сообщило, что к утру 21 марта подразделениям 105-й бригады национальной гвардии при поддержке с воздуха удалось отбить квартал Дамаска Джобар у исламистов. При этом часть сил террористов была окружена и полностью уничтожена, прочие отступили с большими для себя потерями. Во второй половине дня бои продолжались севернее Джобара, но носили очаговый характер.
Хроника событий примерно такова. В ночь на воскресенье формирования, состоящие из бойцов «Джабхад ан-Нусры», «Фаилак аль Рахман» (организации запрещены в РФ) и других групп боевиков, входящих в Сирийскую свободную армию (ССА), предприняли рейд на Дамаск. Уже находясь в городе, джихадисты использовали для маневра ранее подготовленные тоннели. С их помощью им удалось заложить фугасы большой мощности в непосредственной близости от расположения правительственны
Попробуем разобраться в месиве поступающей информации.
Сначала о негативных явлениях. Как и в случае с Пальмирой, непонятно, чем занималась агентурная и армейская разведки. Почему многочисленное вооруженное формирование (конкретных данных о его численности пока нет) смогло на технике незамеченным проникнуть в столицу? Почему в Дамаске оказались ранее подготовленные повстанцами тоннели, судя по всему, просторные?
Приведенные факты трудно ставить в вину российским военным советникам. По их свидетельству, нежелание сирийцев действовать оперативно, сопровождающееся словом «букра» (араб. – завтра), преодолеть практически невозможно. Заставить провести тщательную разведку местности на предмет обнаружения тоннелей – это из разряда фантастики.
О чем можно говорить, если даже в ходе боевых действий бойцы зачастую самовольно покидают позиции. Командиры также весьма вольно понимают, что такое воинская дисциплина и необходимость выполнения боевой задачи. Такое же отношение у сирийцев к регламентному обслуживанию техники и вооружения, отчего все быстро изнашивается. Работа служб тыла в Сирийской арабской армии (САА) - вообще отдельная тема.
И мало того, что советнику надо учить подопечных всему, делать это приходится весьма осторожно, тактично указывая на недостатки. При этом надо учесть, что группа военных советников в Сирии работает на всех уровнях структуры вооруженных сил - и в штабах, и в службах обеспечения, и в войсках.
Вернемся к текущим дамасским событиям. Оперативность действия структуры управления САА после нападения джихадистов, бесспорно, заслуга российских советников. Самостоятельно сирийские военачальники не способны к работе в условиях быстрого изменения оперативной обстановки. А вот успеху на поле боя, судя по всему, на этот раз сирийцы обязаны бойцам российских частных военных компаний.
Возвращаясь к слову «букра» – сирийцы без вмешательства русских еще месяц уничтожали бы террористов, прорвавшихся в Дамаск. Стремительная атака, умелый маневр, натиск не являются отличительными чертами ни одной из арабских армий. Кроме того, источник в сирийском военном ведомстве сообщает об окружении какой-то части исламистских формирований с последующим их полным уничтожением, а это совсем не в стиле САА. Информация о присутствии и действиях российских Сил специальных операций в Сирии уже давно подтверждена Министерством обороны РФ. Зато о частных военных компаниях в основном сведения распространяются только в блогосфере. В боях подобного рода использовать спецназ – все равно что забивать гвозди компьютером, а обладающая высокой боеспособностью пехота ЧВК здесь весьма кстати.
Конечно, в значительной мере тяжесть военных действий ложится и на других союзников САА, самыми многочисленными из которых являются формирования хазарейского ополчения, иранских и ливанских добровольцев. Но все же самыми эффективными в боевых действиях в Сирии (на всех уровнях - от планирования, управления, снабжения и до действий войск) являются военные из России.