Фото с официального сайта корпорации Boeing
Похоже, президент США Дональд Трамп воочию убедился, что, одно дело в начале своего правления красиво продекларировать увеличение американской ядерной мощи, а совсем другое – осуществить это на практике. И дело совсем не в отсутствии денег и соответствующих технологий, а в том, что очень многие в Вашингтоне далеко не приветствуют военный азарт нового президента.
Буквально через несколько часов после того как представители Пентагона в Международный женский день попытались вновь выбить у Конгресса ассигнования на новую ядерную крылатую ракету воздушного базирования, группа из девяти членов Палаты представителей – демократов под председательством Эдварда Макея запустила процедуру принятия специального ограничения на разработку этой ракеты.
«Если Соединенные Штаты хотят, чтобы другие государства сокращали свои ядерные потенциалы и не планировали новые военные ядерные программы, мы должны быть впереди этого процесса. А не тратили бы миллиарды на подобное оружие, которое ничего не значит для безопасности нашей страны», – заявил, обращаясь к Конгрессу, Макей. Если данная законодательная инициатива воплотится в жизнь, то будут свернуты работы не только по самой ракете, на что в текущем финансовом году предполагается истратить 95,6 млн долл., но и по новой ее ядерной боевой части, на что Министерство энергетики просило в этом году 220, 2 млн долл.
Согласимся, что деньги, мягко говоря, невеликие, если учесть тот факт, что 8 марта нижняя палата уже проголосовала за военный бюджет – 2017 в размере 578 млрд долл. Подождем, что скажет административно-бюджетное управление администрации Трампа, куда он в начале марта направил новые поправки, предусматривающие дополнительные средства на оборону в размере более 50 млрд долл. Последнее слово останется за Сенатом.
Но дело, повторюсь, не в деньгах. Что же нового хотят создать в Пентагоне и, в частности, в ВВС? Ракету, относящуюся к американской серии «Оружия противостояния дальнего радиуса действия» – LRSO (Long Range Standoff Weapon). Эти ракеты в количестве 1000–1100 единиц призваны заменить крылатые ракеты воздушного базирования ALCM фирмы Boeing, состоящие на вооружении ВВС с осени 1981 года и, согласно оценкам, смогут находиться в составе действующих сил ВВС до 2030 года.
Напрашиваются два правомерных вопроса.
Первый: зачем американцы так спешат с новой ракетой? Даже, если учесть тот факт, что, по признанию военных, ракета LRSO находится на этапе изысканий, то за 13 лет можно, как говорится, и на Марс слетать. Что? Оскудела американская инженерная мысль талантами? Не похоже.
И второе. Почему сегодня разонравилась Пентагону ALCM? Разработка этой ракеты началась в середине 70-х годов, причем в большей степени – с нуля. Тогда было необходимо создать оружие, обладающее дальностью полета около 3000 км и на крайне низкой высоте (порядка 10 м над малопересеченной местностью, над пересеченной местностью – 50 м и над горами – 100 м). Для этого разрабатывалась уникальная, по тем временам, система неведения на основе инерциального измерительного блока в сочетании с навигационной системой ТЕРКОМ. В память последней вводились составленные низкоорбитальными разведывательными спутниками точные карты местности на маршрутах к целям. Эта система при достаточной емкости памяти способна содержать информацию о любом числе целей и траекториях подхода к ним.
Отмечалось, что не во всех прибрежных районах территории потенциального противника (американцы предполагали запускать эту ракету с бомбардировщика Б-52 из акватории Баренцева моря) рельеф достаточно пересеченный, чтобы система наведения могла обеспечить требуемую информацию. Для устроения этого недостатка Центр бортового электронного оборудования в Индианаполисе создал специальный коррелятор для сличения с ландшафтом на конечном участке полета. Оригинально решили в Boeing выявленную при испытаниях проблему перегрева во время полета бортового оборудования и ядерной боеголовки. Все системы ракеты во время полета принудительно омывались топливом.
Хорошо показала себя ракета ALCM и во время летно-консрукторских испытаний. Из 20 запусков 14 были успешными, три – частично успешными и три – неудачными. Согласно отчетам ВВС тех лет, неисправности, возникшие при неудачных запусках, после принятия соответствующих мер не повторялись.
Итак, что мы имеем. Ракету ALCM в кратчайшие сроки разработали и прияли на вооружение. При этом она может успешно эксплуатироваться еще лет 10-15. В тоже время военные настаивают на деньгах для LRSO, не объясняя при этом, зачем вести сегодня НИР по уже хорошо известному типу оружия, которое примут через долгие годы.
Вывод напрашивается однозначный. Воодушевленные заявлениями Трампа относительно ядерных сил, военные собираются оперативно разработать и принять на вооружение новую крылатую стратегическую ракету воздушного базирования. Что касается ALCM, то ее дальнейшая служба им ничуть не помешает, а скорее даже поможет спокойно дожидаться принятия на вооружение LRSO.