В Вооруженных силах РФ созданы войска информационных операций, руководить которыми предписано Генштабу. Как уточнил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, эта структурная единица должна быть эффективнее известного с советских времен управления контрпропаганды и отличаться наступательным характером.
Что собой представляют информационные войска, пока не очень понятно – то ли это род сил, подчиненный управлению пресс-службы и информации Минобороны, то ли род войск или, может быть, даже новый вид Вооруженных сил со своим командованием… По крайней мере задачи новой структуре поставлены стратегические. Как уточнил глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, войска информационных операций прежде всего созданы «для защиты интересов национальной обороны и противоборства в информационной сфере».
Другими словами, это наш ответ Западу, которому Россия пока проигрывает не только локальные информационные схватки, но и масштабные пропагандистские сражения. Причем серьезно и по всем направлениям. «Мы гораздо слабее в этой сфере, – полагает признанный специалист по информационному противостоянию доктор политических наук Игорь Панарин. – Если в военной сфере у нас появились «Калибры» и другие блестящие ракеты, то в информационной сфере мы гораздо больше потеряли». По мнению эксперта, в отличие от управления пресс-службы и информации Минобороны войска информационных операций должны сосредоточиться на «наступательных» действиях и выступать единым фронтом с соответствующими структурами ФСБ и СВР, ну и с МИДом, конечно же. Попадает в зону ответственности информвойск и киберпространство. Однако, как утверждает глава комитета Совета Федерации Виктор Озеров, ставить под ружье хакеров Россия не собиралась и не собирается: «Это за площадью государственной политики».
Понятно, чем вызвана щепетильность сенатора Озерова – скандальным взломом серверов Демократической партии США, который на Западе однозначно приписывают российским хакерам. С другой стороны, опыт показывает, что воевать в белых перчатках – дело гиблое, тем более когда потенциальный противник в выборе средств особо не стесняется, да и не стеснялся никогда. Так что без продвинутых специалистов в области кибертехнологий никак не обойтись. Но в том-то и дело, что одни «технари» погоду не сделают. Чтобы пропаганда, как требует генерал армии Сергей Шойгу, была «умной, грамотной и эффективной», нужны и другие специалисты, которых в прежние времена называли бойцами идеологического фронта.
После того как Россия сгоряча воткнула свой идеологический штык в землю, представители этой специальности стали чуть ли не людьми второго сорта. А в Министерстве обороны по доброй воле практически полностью разделались со своими средствами массовой информации. Окружные и флотские газеты, которых в советские времена насчитывалось более двух десятков, окончательно превратились в боевые листки – как говорится, ни уму, ни сердцу, а бывший флагман военной печати «Красная звезда» по профессиональному уровню сегодня едва ли дотягивает до районной газеты. Практически не видно на информационном поле и военных журналов. Правда, с приходом Сергея Шойгу в Минобороны появился целый медиахолдинг «Звезда», но, к сожалению, у творческого коллектива этой информструктуры, насколько можно судить по эфирам, большие проблемы с пониманием военного дела. И это вполне закономерно, поскольку Военный университет МО РФ готовит военных журналистов почему-то только для дружественных армий, а не для собственной.
В результате на информационном фронте, если не считать ориентированную на зарубежье Russia Today, у нас оказалось только два эффективно действующих центра силы – департамент информации и печати МИД РФ во главе с Марией Захаровой и управление пресс-службы и информации Минобороны, которое возглавляет генерал-майор Игорь Конашенков. А еще, может быть, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков с его кремлевской командой…
В профессиональной подготовке этих медийных персонажей, которые по популярности не уступают звездам эстрады, никто не сомневается. Однако им приходится не столько наступать, сколько обороняться – на более решительные действия не хватает ни сил, ни возможностей. Но есть надежда, что ситуация изменится, когда к пропагандистской войне подключатся войска информационных операций. Как считает бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов, в первую очередь эти войска должны заняться более мощной аналитикой, разведкой, выявлением намерений противника и упреждением информационных ударов.