Характеристики ракетного комплекса «Искандер-М» полностью отвечают требованиям Договора об РСМД. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Со вчерашнего дня мировое сообщество обсуждает публикацию в New York Times, в которой утверждается, будто Россия в нарушение Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) тайно разместила на своей территории крылатые ракеты с ядерными боеголовками, угрожающие Европе. Сенатор Джон Маккейн призвал Дональда Трампа принять срочные меры для защиты США и союзников.
Примечательно, что скандал, связанный с русскими крылатыми ракетами, якобы нацеленными на европейские столицы и американские военные объекты в Старом Свете, разгорелся сразу же после отставки советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна, уличенного в несанкционированных телефонных контактах с российским послом в Вашингтоне Сергеем Кисляком. Но, как выяснилось, это была только прелюдия к массированной атаке на Дональда Трампа. Буквально на следующий день New York Times в содружестве с информагентством Associated Press вывалили на читателей очередную порцию компромата, из которого следует, будто не только отставной генерал Флинн (кстати, успевший послужить в военной разведке США), но и другие члены команды Трампа состояли на связи кто с российским МИДом, кто с российской разведкой.
Едва руководитель пресс-бюро СВР РФ Сергей Иванов успел заявить, что бездоказательные утверждения о связях белодомовских чиновников с российской разведкой нет смысла комментировать, как New York Times разразилась «откровением» о русской ракетной угрозе… Причем со ссылкой на представителя Белого дома, по традиции безымянного.
Но для и так насмерть запуганного американского обывателя, похоже, этого вполне достаточно. И тут же, чтобы зацементировать в общественном сознании образ России как потенциального врага, поступило сообщение, что русская ракетная угроза уже включена в повестку дня конференции министров обороны США в Брюсселе, которая проходит с участием главы Пентагона Джеймса Мэттисона – одной из знаковых фигур в администрации Трампа.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: вся эта как по нотам разыгранная интермедия, к которой, конечно, не мог не присоединиться Джон Маккейн, – информационная атака, нацеленная не столько на Россию, сколько на нынешнего хозяина Овального кабинета, который пока не отказался от намерения наладить отношения с Россией. И теперь предпринята попытка «добить» Трампа русскими крылатыми ракетами с ядерной начинкой.
Кстати, у сюжета с якобы имеющим место нарушением со стороны Москвы Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности сравнительно давняя история. В 2014 году, еще до того как в Румынии была развернута первая в Восточной Европе наземная база американской ПРО (24 противоракеты SM-3, радар Aegis и аппаратура слежения), администрация Барака Обамы, ссылаясь на данные разведки, заявила, будто у России появилась ракета, боевые качества которой превосходят ограничения, установленные РСМД. Кроме развединформации Вашингтон акцентировал внимание на заявлении Владимира Путина о том, что Москва будет думать, как «купировать» угрозы для нацбезопасности. И такая угроза не была импровизацией Кремля. Эксперты предупреждали: достаточно вместо противоракеты SM-3 разместить в пусковом контейнере Tomahawk – и вот вам готовый ударный комплекс.
Так кто, выражаясь на двором сленге, начал первым? Как бы там ни было, за океаном продолжили поиск доказательств ракетного коварства Кремля. И первым в поле зрения попал «Искандер» с индексом «К» – то есть оснащенный крылатой ракетой. По зарубежной информации, этот комплекс якобы использует крылатую ракету Р-500 с дальностью стрельбы не 500 км, как официально заявлено, а 2000–2600 км – прямое нарушение РСМД.
Однако в alma mater всех «Искандеров», в Коломенском бюро машиностроения (КБМ), «НГ» разъяснили, что «Искандера-К» в природе не существует. Есть экспортный вариант и есть модернизированный «Искандер-М», который и стоит на вооружении Российской армии, но его параметры четко вписываются в требования РСМД. Отсюда вывод: разговоры о нарушении Москвой Договора об РСМД потребовались команде Обамы, чтобы обеспечить информационное прикрытие размещения американской ПРО в Европе. Этот же нехитрый прием был использован, когда возникла необходимость провести очередной этап приближения НАТО к российским рубежам.
С другой стороны, было бы верхом наивности полагать, будто Россия ничего не предпримет в ответ на западное бряцание оружием. И события в Сирии, когда в ход пошли «Калибры», показали, что слухи о деградации российского ОПК слишком преувеличены. Приблизительно с этого момента западные эксперты по вооружениям стали утверждать, что в Екатеринбурге на ОКБ «Новатор» для ОТРК «Искандер-М» была создана ракета с условным индексом «9М2014» (натовская транскрипция – SSC-X-8), которая является сухопутным вариантом ракеты 3М14 ракетного комплекса «Калибр-НК», с дальностью стрельбы свыше 5 км. Те же источники, которые поделились информацией с New York Times, утверждают, будто у России уже два дивизиона таких ракетных комплексов – один на полигоне Капустин Яр, а другой в декабре 2016 года якобы исчез в неизвестном направлении. При этом издание отмечает, что пусковая установка комплекса напоминает ОТРК «Искандер». В общем, коварные русские замаскировались…
И других доказательств нарушения Москвой РСМД у Запада, похоже, нет, о чем еще в 2014 году говорил директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов. Об этом же сказал вчера и глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев: «Невозможно комментировать информацию газеты со ссылкой на неназванные источники, когда речь идет о совершенно конкретных и подлежащих проверке договоренностях сторон, в данном случае России и США, в сфере контроля над вооружениями. Если у американской стороны есть вопросы, они должны ставиться официально и в установленном Договором об РСМД порядке». Он также подчеркнул, что все процедуры в этом документе прописаны. «Именно в таком режиме обозначает свои обеспокоенности действиями США российская сторона. Они связаны прежде всего с размещением американских компонентов системы ПРО в Европе, входящим в противоречие и с общими задачами поддержания стратегического баланса сил, и с положениями Договора об РСМД», – заявил сенатор.
По мнению Косачева, цель этих утечек в американских СМИ – «не дать новому президенту совершить свой «разворот над Атлантикой» – в смысле пересмотра трансатлантической политики США, нацеленной на утверждение однополярной модели мира».
Не лишним будет напомнить, что Джон Маккейн уже после инаугурации Дональда Трампа публично заявлял, что он и его сторонники располагают определенными возможностями если не выжить нового хозяина Белого дома из его резиденции, то как минимум скорректировать его политический курс на сближение с Москвой. По всей видимости, информационный удар российскими ракетами средней дальности по Трампу и есть одна из анонсированных возможностей.