В результате теракта погиб командир батальона «Сомали» ополчения ДНР Михаил Толстых (позывной Гиви). Фото РИА Новости
Два громких убийства, которые были совершены в течение последних четырех дней, повергли в шок мятежный Донбасс. 4 февраля погиб начальник Народной милиции ЛНР полковник Олег Анащенко – сработало взрывное устройство, заложенное в автомобиль. 8 февраля кабинет командира батальона «Сомали» был обстрелян из реактивного пехотного огнемета (РПО) «Шмель», полковник вооруженных сил ДНР Михаил Толстых (позывной Гиви) погиб. Не прошло и четырех месяцев после убийства другого комбата – Арсения Павлова (позывной Моторола), которое также было болезненно воспринято дончанами.
Все три убийства властями ЛНР и ДНР были квалифицированы как террористические акты, ответственность за которые была возложена на спецслужбы Украины.
Впервые в блогосфере об активных действиях «украинских партизан» на территории ДНР было заявлено в январе 2015 года. Речь тогда шла о гибели некоего российского генерала Петра Геннадиевича Павлова, которому укро-патриоты перерезали горло, цитирую блогера: «От уха до уха». Информация была опровергнута пресс-службой Минобороны, выяснилось, что такого генерала в ВС РФ нет в помине. Но этот эпизод, хотя он и был фальстартом, можно считать моментом появления украинских диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) на авансцене театра военных действий в Донбассе.
Спустя считаные дни после этого информационного вброса в городе Первомайске Луганской области попал в засаду и был убит «народный мэр», комбат Евгений Ищенко (позывной Малыш). Усилиями киевских пропагандистов был распространен слух, что его убили свои же, поскольку он яро критиковал руководство ЛНР. Да вот незадача: в машине погибшего командира, которую изрешетили нападавшие из автоматов, находились три российских волонтера, на днях доставившие гуманитарную помощь в Луганск. И это были не просто волонтеры, а активисты из молодежной организации Российского союза ветеранов Афганистана, а их местные разборки ну ни при каких обстоятельствах коснуться не могли.
В дальнейшем украинские диверсанты засвечивались не раз. Их приемы практически копируют манеру проведения терактов боевыми группами организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА) в конце Великой Отечественной и в первые послевоенные годы. Те же засады, минирование, стрельба по окнам, та же опора на сочувствующих из местных жителей, которых зачастую заставляют сочувствовать, используя шантаж или запугивание.
СБУ и военное ведомство Незалежной открещивались от всего, даже от тех сотрудников разведки ВСУ, которых сотрудники российской ФСБ задержали осенью прошлого года в Крыму. Хотя Киев не отрицает существования Сил специальных операций (ССО) в составе ВСУ, но при этом указывает, что они были образованы лишь в середине июня прошлого года. Однако уже в январе генерал-майор Игорь Лунев был назначен руководителем ССО, а в мае в Хмельницкой области начал работать учебный центр ССО, где в качестве инструкторов были задействованы американские специалисты. То есть к моменту заброски ДРГ в Крым и к дате «ликвидации» Моторолы уже имелись в наличии подготовленные квалифицированные диверсанты.
Правда, в списке погибших в небоевой обстановке комбатов или экс-лидеров, главным образом ЛНР, есть лица, убийство которых нельзя однозначно возложить на украинских диверсантов или партизан. Так, 1 января 2015 года минивэн Volkswagen, в котором находился командир группы быстрого реагирования «Бэтмен» ополчения ЛНР Александр Беднов, и автомобиль сопровождения попали в засаду недалеко от населенного пункта Лотугино. Обе машины были буквально изрешечены пулями разного калибра, есть информация, что огонь также велся из огнеметов и гранатометов. Погиб и Беднов, и все сопровождавшие его ополченцы.
Прокуратура ЛНР сразу после обнародования этого случая заявила, что Беднова и его подчиненных пытались арестовать, но он оказал сопротивление и был уничтожен. Сейчас по-прежнему нет однозначной версии как его гибели, так и убийства других знаменитых командиров: Павла Дремова (Батя) и Алексея Мозгового. По официальной версии, и тот и другой погибли от рук украинских диверсантов, но в блогосфере обсуждается причастность властей ЛНР к их гибели. Список командиров и руководителей мятежного Донбасса, умерших в результате терактов или при странных обстоятельствах, не короток. И вопрос, кем они были убиты и по чьему приказу, до сих пор до конца не прояснен.