На фото фрегат "Адмирал Григорович". Фото пресс-службы МО РФ
Масштабные боевые действия в Сирии, в которых задействованы российские Воздушно-космические силы и корабли Военно-морского флота, совпали с началом совещания Верховного главнокомандующего с руководством Министерства обороны РФ и оборонных предприятий.
Судя по первым сводкам с антиисламистского фронта в Сирии, которые озвучил на совещании в Сочи министр обороны Сергей Шойгу, одним из первых удар крылатыми ракетами «Калибр-НК» по позициям террористов запрещенной в РФ террористической организации «Джебхат ан-Нусра» нанес фрегат «Адмирал Григорович», присоединившийся к Средиземноморской эскадре ВМФ России только в ноябре. Все шесть ракет поразили заранее разведанные цели.
Как уточнил бывший начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко, при знании точных координат места цели 100-процентная удача была гарантирована, поскольку погрешность ракетного комплекса «Калибр» на полную дальность стрельбы составляет всего 0,5 м. По его данным, эффект был настолько сильным, что в рядах исламистов началась паника.
При этом, докладывая Владимиру Путину о результатах начального этапа операции, глава военного ведомства отметил, что в первую очередь в прицел российских ракет попали заводы, на которых террористы в промышленных масштабах наладили производство отравляющих веществ (ОВ). Только за последнюю неделю боевики «Джебхат ан-Нусры» дважды пускали в ход химическое оружие, в результате 3 человека погибли и почти 60 бойцов сирийской армии были госпитализированы с серьезными отравлениями.
Для определения характера отравляющих веществ, которые применяли террористы, в Сирию была направлена большая группа специалистов из Войск радиационной, химической и бактериологической защиты, которые, в частности, установили, что для производства ОВ на подпольных заводах применялись препараты, изготовленные в некоторых западных странах, например в Италии. Примечательно, что Запад на эти сообщения до последнего момента ровным счетом никак не отреагировал. Но теперь, после ударов «Калибрами», угроза массового поражения населения, можно считать, снята. Что еще не уничтожено, добьет палубная авиация.
Надо отметить, что в нанесении массированных огневых ударов по позициям исламистов в провинциях Алеппо, Идлиб и Хомс впервые в истории российского Военно-морского флота принимает участие тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Несмотря на аварийное происшествие с МиГ-29 (которое, впрочем, закончилось для пилота благополучно), экипаж корабля четко выполняет поставленные задачи. Как уточнил Сергей Шойгу, главными целями для палубных истребителей назначены склады с боеприпасами и скопления боевиков.
С воздуха группировку российских войск в Сирии, которая базируется на Тартус и авиабазу Хмеймим, прикрывают С-400 и С-300, а с моря – ракетные комплексы «Бастион». Как уточнил глава военного ведомства, Генштаб создал на этих направлениях «хорошо эшелонированную систему обороны».
Понятно, что ракетно-бомбовые удары по позициям исламистов – это только прелюдия к основным событиям. Как известно, террористы отказались воспользоваться прекращением огня и покинуть восточные кварталы. Но время вышло, и теперь, как уточнили в Дамаске, настало время наземной операции – цели уже намечены. Со ссылкой на командование сирийских Вооруженных сил иранская пресса сообщает, что наступление на позиции «Джебхат ан-Нусры» планируется вести с девяти направлений: «Хорошо подготовленные подразделения развернуты и ждут приказа». В операции планируется задействовать подразделения, прошедшие специальную подготовку для ведения боевых действий в городских условиях. Поддержку сирийским правительственным войскам в борьбе с террористами, в том числе и в Алеппо, оказывают военные советники из Корпуса стражей иранской революции.
Время покажет, какой будет реакция Запада на последние события в Сирии. Но уже сейчас зарубежные наблюдатели отмечают, что Москва выдерживала паузу на всем протяжении избирательной кампании в Америке и начала боевые действия сразу же после телефонного разговора Владимира Путина с избранным президентом США Дональдом Трампом. Не секрет, что собеседники затрагивали в разговоре и сирийскую тему, и уже есть предположения, что Москва, возможно, и не решилась бы на крупномасштабную операцию, если бы Трамп сильно возражал.
Как бы там ни было, а некоторая перемена настроений в западном истеблишменте налицо. Даже спецпосланник ООН в Сирии Стаффан де Мистура, которого прежде трудно было заподозрить в больших симпатиях к Кремлю, заявил в эфире британской телерадиокорпорации Би-би-си во вторник, что Россию следует рассматривать «как важного игрока в борьбе с терроризмом в Сирии». Более того, по его словам, «с Россией, если возможно, следует заключить соглашение». «Борьбу с ДАЕШ (арабская аббревиатура для «Исламского государства», запрещено в РФ) необходимо вести всем вместе – России, США, всем», – добавил господин Мистура. Собственно, о том же говорил и Дональд Трамп во время предвыборной кампании.
Впрочем, на совещании президента с руководством Минобороны и предприятий оборонного комплекса речь шла не только о последних событиях в Сирии. Главные темы, как и было заявлено, – это все-таки проблемы обороноспособности страны, оснащение армии современным оружием и выполнение гособоронзаказа.
Еще раньше Владимир Путин ставил задачу к концу года увеличить долю современных вооружений и боевой техники в Вооруженных силах РФ до 50%. При этом было отмечено, что уже сейчас годовые задания по поставкам основных образцов вооружений выполнены на 70%, а в части закупки ракет и боеприпасов – более чем на 85%. На сегодняшний день в войска поступило свыше 5,5 тыс. единиц вооружений и военной техники, в том числе – более 60 новых и 130 модернизированных самолетов и вертолетов, многоцелевая подводная лодка, более 60 зенитных ракетных систем и комплексов, 55 РЛС, 310 новых и 460 модернизированных танков и бронированных машин. По словам главы государства, утвержденные планы по поставкам в войска современных вооружений последовательно реализуются, несмотря на экономические сложности.
Президент также заявил, что все планы в оборонной сфере даже в условиях бюджетных ограничений должны быть исполнены. «Мы живем в условиях известных ограничений финансовых, бюджетных ограничений. Они в значительной степени коснулись и оборонной сферы, расходов Министерства обороны», – сказал глава государства, уточнив при этом, что планы должны быть исполнены «за счет оптимизации и более рачительного использования выделяемых государственных ресурсов, за счет того, чтобы сосредоточить внимание на наиболее важных перспективных направлениях нашей работы».
Такая задача стоит перед Министерством обороны и всеми предприятиями оборонно-промышленного комплекса, отметил Верховный главнокомандующий.
По традиции совещание президента с руководством Минобороны и генералами оборонно-промышленного комплекса продлится несколько дней. Но вряд ли за это время российским Воздушно-космическим силам и армии Башара Асада удастся решить все задачи в Сирии. Как известно, боевики в Алеппо за несколько лет сумели хорошо окопаться. Глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов отказался прогнозировать, как долго останутся российские корабли у берегов Сирии, но при этом уверил, что возможности, которыми располагает отечественный флот, позволяют разрушить даже подземную инфраструктуру.