Иракская армия подтягивает танки и бронетехнику к пригородам Мосула. Фото Reuters
Официальный представитель правящей Демократической партии Иракского Курдистана (ДПК) в России Хошави Бабакр сообщил «НГ», что неофициально освобождение Мосула приурочено к президентским выборам в США, которые состоятся 8 ноября. Для выполнения этой задачи западная коалиция создала группировку в 150 тыс. бойцов.
В настоящее время Мосул практически взят в кольцо, но оставлены специальные коридоры, по которым отряды «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) могут уйти из города и без боя. Пока же Мосул, в котором до войны проживало до 3 млн человек, активно готовится к обороне. В городе, по словам господина Бабакра, ведутся интенсивные военно-инженерные работы, кварталы превращаются в хорошо укрепленные опорные пункты, соединенные многочисленными тоннелями. По подсчетам, проведенным разведкой курдских вооруженных формирований пешмерга, численность гарнизона не превышает 30 тыс. штыков. Одновременно с фортификационными работами отряды ИГ продолжают атаковать боевые порядки коалиции в районе населенного пункта Ванке, препятствуя продвижению иракских войск в северном направлении.
Командование курдского ополчения считает, что террористы будут защищать Мосул, свою первую столицу, с небывалым упорством, поскольку для них это «важнейший политический вопрос». В прошлом Мосул считался оплотом Саддама Хусейна. Через город протекает река Тигр, делящая его на две части. Восточная считается курдской, западную населяют в основном арабы-сунниты, которые безоговорочно поддерживают ИГ. На стороне исламистов также баасисты (БААС – Партия арабского социалистического возрождения, которую возглавлял Саддам Хусейн. – «НГ»). На взятие хорошо укрепленного мегаполиса отводится менее трех недель.
Первоначально Пентагон настаивал на том, чтобы город брали правительственные иракские войска, но потом, когда взвесили силы, установка изменилась. Сегодня, по информации Хошави Бабакра, на подступах к Мосулу помимо 85-тысячной группировки иракских войск сосредоточено свыше 60 тыс. бойцов пешмерга, шиитское ополчение и около 2,5 тыс. суннитов. Готовятся к штурму и подразделения турецкой армии. С воздуха операцию будет поддерживать авиация США, Великобритании, Австралии, Дании, ОАЭ, не исключено, что и Франции. А пока идет подготовка к штурму, в регионе активно работает разведка. Причем не только американская. Уже были замечены турецкая МИТ, иранская «Итилаат», также зафиксировано присутствие в зоне боевых действий генерала Касыма Сулеймани – руководителя спецназа «Эль-Кудс», входящего в состава Корпуса стражей иранской исламской революции.
Однако коалицию, собранную Вашингтоном, уже раздирают неразрешимые внутренние противоречия, поэтому Хошави Бабакр не исключает, что после взятия Мосула ситуация в стане союзников может серьезно обостриться. Дело в том, что и раньше в городах, куда вступала регулярная иракская армия (Фаллуджи, Эр-Рамади), суннитское население подвергалось гонениям. Сегодня им тоже отказывают в праве вернуться в свои родные дома – освобожденную территорию иракское правительство предполагает передать шиитскому населению. А командиры шиитского ополчения «Хашт Шааби», да и иракские военные тоже напрямую высказывают намерение отомстить суннитам за притеснения шиитов на подконтрольных «Исламскому государству» территориях.
Поэтому представитель ДПК в России Хошави Бабакр практически убежден, что в занятом коалицией Мосуле – если, конечно, коалиция не увязнет надолго в боях – стоит ожидать вооруженных столкновений иракских войск и шиитов с суннитским ополчением, поддерживаемым турками. А поскольку иракские курды в большинстве своем сунниты, им будет сложно безучастно наблюдать, как разделываются с их единоверцами…
Как известно, к власти в Ираке шииты пришли благодаря США. В свою очередь, это обстоятельство помогло Тегерану распространить свое влияние на территории, которые прежде контролировали сунниты. Guardian уже публиковал материал о так называемом иранском коридоре, который должен пройти через земли арабов-суннитов и курдов к Средиземноморскому побережью. Но, как считает Хошави Бабакр, Саудовская Аравия с этим никогда не смирится. А поскольку за спиной у Эр-Рияда весь суннитский мир – 85% мусульман, война в регионе продолжится даже в том случае, если «Исламское государство» будет полностью разгромлено.