Фото Gettyimages
За минувший год армии Башара Асада при поддержке российских Воздушно-космических сил (ВКС) удалось не только стабилизировать обстановку в Сирии, но и освободить от международных террористов значительную часть территории. С таким заявлением выступил вчера в Национальном центре обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. На самом деле, как утверждает американская разведка со ссылкой на свои источники в рядах иранской оппозиции, без вооруженной поддержки Тегерана успех сирийской правительственной армии в сухопутных операциях был бы невозможен.
Главным источником информации, на основании которой разведслужбы США делают вывод о невысокой боеспособности сирийской армии, стала иранская оппозиционная организация «Национальный совет сопротивления Ирана» (НССИ), штаб-квартира которой располагается во Франции. Согласно данным, полученным от представителя международного отдела НССИ Шахина Гобади, на сегодняшний день из некогда трехсоттысячной армии Башара Асада осталось не более 50 тыс. штыков. И она давно была бы разбита, если бы не авиационная поддержка Москвы и военная помощь Тегерана на земле. Иранская группировка, которая и сейчас принимает самое активное участие в боевых действиях на сирийской территории, по численности якобы превосходит армию Башара Асада. В пекло вооруженного противостояния с запрещенным в России «Исламским государством» Тегеран бросил от 5 тыс. до 6 тыс. своих регулярных войск и до 10 тыс. бойцов из Корпуса стражей революции. Кроме того, информаторы американцев утверждают, что Дамаск поддерживают от 7 тыс. до 10 тыс. боевиков военизированной ливанской шиитской организации «Хезболла» и около 47 тыс. бойцов других военизированных формирований.
Нет сомнений, что без поддержки Москвы и Тегерана Башару Асаду пришлось бы несладко. Никто не оспаривает и тот факт, что помощь, оказываемая Дамаску союзниками, весьма значительна. Вместе с тем есть некоторые вопросы и к достоверности информации, представленной иранской оппозицией. И к тому, с какой стати она появилась именно сейчас.
Если верить более осведомленным источникам, в том числе западным, слабой армию Сирии не назовешь. Главной ударной силой считаются Республиканская гвардия, 4-я танковая дивизия, а также полки коммандос, входящие в состав специальных сил, в 14-ю и 15-ю дивизии. Всего же наиболее боеспособных войск в распоряжении президента Асада насчитывается около 50 тыс. К этому следует добавить: армейские части, сформированные не из алавитов, отряды милиции Мукауамат аль-Суриа («Сирийское сопротивление») – 2 тыс. бойцов; бригады БААС – численностью около 7 тыс.; алавитскую милицию «Шабиха» – может насчитывать до 30 тыс. штыков; отдельные отряды ополчения христиан, друзов, черкесов и других этнических меньшинств, численность которых доподлинно установить сложно. Всего силы сирийцев, воюющих на стороне Асада, оцениваются в 120–150 тыс. человек.
Теперь о союзниках Дамаска. Численность отрядов «Хезболла» американская разведка явно недооценила – на самом деле сейчас воюют в Сирии около 25 тыс. человек. По Корпусу стражей исламской революции информация, похоже, точная – до 10 тыс. Еще одна сила, действующая на стороне Асада, – добровольцы из Ирака. Самое известное формирование – бригада «Фатимиюн», в основном состоящая из афганцев-хазарейцев, насчитывает, по разным данным, от 3 тыс. до 10 тыс. человек. Подтверждается информация и о присутствии в Сирии формирований регулярной армии Ирана, но их численность установить сложно. Известно только, что на первую декаду мая 2016 года, по одним данным, общие потери среди иранских военных в Сирии составили 400–700 человек убитыми, по другим – погибло около 1200.
Располагая этими данными, можно сделать вывод, что Иран и «Хезболла» действительно располагают в Сирии силой в 50 тыс. штыков – так что никакой сенсации нет, американская разведка доложила точно. Но это только треть от армии Асада и собственно сирийских формирований, воющих с исламистами. Вместе с тем участие Ирана в сирийских событиях, похоже, раздражает Вашингтон не меньше, чем авиационная поддержка сирийской армии российскими ВКС. И под следующую информационную атаку теперь точно попадет Тегеран, который только совсем недавно выбрался из-под санкций. Но на гибридной войне поблажек не бывает.