Выводы международной следственной группы разошлись с позицией российского Министерства обороны. Фото Reuters
Международная группа по расследованию причин крушения малайзийского Boeing в небе над Донбассом в июле 2014 года наконец обнародовала первые результаты своей работы. Включенные в состав группы представители следственных органов Австралии, Бельгии, Голландии, Малайзии и Украины пришли к выводам, которые полностью противоречат материалам, собранным по этой же теме в России.
Согласно выводам группы, объявленным главой Центрального департамента уголовных расследований Голландии Вилбертом Паулиссеном, пуск ракеты 9М38 по Boeing с самоходной огневой установки (СОУ) ЗРК «Бук» производился с позиции, располагавшейся чуть западнее поселка Первомайский.
Это более чем в 22 км по прямой от места падения обломков самолета. В качестве доказательства верности сделанных группой заключений был представлен снимок выжженного участка поля, по которому нельзя провести привязку к местности. Также не ясно, как возникло это пятно обугленной травы. Снимком непосредственно пуска ракеты группа не располагает. Вилберт Паулиссен также представил снимок, на котором изображен якобы след от ракеты в воздушном пространстве, но и в этом случае на фото нет ориентиров, по которым можно произвести достоверную привязку к местности. Идентифицировать время производства изображения также невозможно.
По мнению следствия, ЗРК «Бук» был завезен на территорию Украины из России в 8 часов утра 17 июля и проделал длинный путь до Донецка, лишь затем направившись в сторону поселка Снежное. Его транспортировка осуществлялась на грузовике «Вольво» в сопровождении двух легковых автомобилей. Комплекс был разгружен около полудня в поселке Снежное, возле супермаркета. Далее он якобы следовал на огневую позицию своим ходом. После пуска ракеты ЗРК «Бук» на том же грузовике был вывезен будто бы через Луганск в Россию. Причем следователи не смогли установить, кто конкретно осуществил пуск ракеты.
Как неопровержимые факты группа приводит фото- и видеоматериалы, размещенные в соцсетях, показания якобы очевидцев и записи телефонных разговоров ополченцев, которые касались передвижения ЗРК «Бук» по территории Донбасса. По сути, представлен ход развития уже давно сформулированной версии, сомневаться в которой следствие не считает для себя нужным. Все остальные версии отклонены в ходе расследования.
Прозвучало также заявление, что новая информация, полученная два дня назад из Москвы, учитываться не будет, поскольку она противоречит уже сделанным выводам. Напомним, что Минобороны РФ направило в Голландию радиолокационные данные ростовского центра управления воздушного движения о наличии воздушных объектов 17 июля 2014 года в районе крушения самолета на то время, когда происходила катастрофа. В русскоязычном переводе доклада следственной группы дана другая версия этой части заявления. В этом варианте говорится, что группа, конечно же, изучит информацию, представленную Москвой, но не раньше, чем получит ее в виде официального документа.
Еще раз подчеркнем, что следственная группа считает: малайзийский Boeing был сбит ракетой 9М38, которой, опять же по информации голландцев, не располагает украинская сторона. На самом деле это старая модификация ракеты для ЗРК «Бук», и ее образцы точно есть на военных складах Незалежной. Кроме того, по техническим характеристикам дальность действия этой ракеты не превышает 30 км. Если учесть тот путь, что авиалайнер проделал по инерции после встречи с боеприпасом (после подрыва последнего), то по этой версии выходит, что ракета превысила свои тактико-технические характеристики. К тому же вести огонь на поражение из СОУ без других элементов ЗРК «Бук» очень сложно. Расчет СОУ должен получить внешнее целеуказание и точно знать, в каком секторе появится цель. Известно, что 17 июля 2014 года стояла плотная облачность, увидеть самолет, летящий на высоте 10 км, было физически невозможно.
Остается только дождаться выпуска официального документа следственной группы, где будет указан тип ракеты, которой, по версии следствия, был якобы сбит малайзийский Boeing, и другая уточняющая информация.
По словам представителя следствия, в работе группы участвовало до 200 сотрудников, допрошено более 200 свидетелей, прослушано 150 тыс. телефонных разговоров, оформлено свыше 6 тыс. протоколов. Учтены радиолокационные изображения и записи переговоров пилотов и авиадиспетчеров, которые представила украинская сторона. В основу выработки главной версии легли материалы, полученные из США. В настоящий момент следствие определяет личности всех, кто причастен к гибели рейса МН-17, в списке следственной группы уже числится около 100 подозреваемых. Сейчас выясняются главные вопросы: кто дал команду доставить СОУ ЗРК «Бук» на территорию Украины и кто отдал приказ сбить самолет рейса МН-17. По мнению голландской стороны, окончательно обвинение будет выносить суд. Между тем генеральный прокурор Нидерландов и координатор следствия Фред Вестербеке сообщил: «Мы пока не делаем заявлений о причастности России (к крушению лайнера. – «НГ»)». Работа следственной группы продлена до начала 2018 года.
Напоминаем, что крушение малайзийского Boeing, следовавшего рейсом МН-17 из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля 2014 года в 13 часов 20 минут мск. Все 283 пассажира и 15 членов экипажа погибли.