Фото Reuters
Вчера на селекторном совещании в Минобороны стало известно, что уже в текущем году Военно-морской флот получит 40 новых кораблей и судов. Как уточнил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, в «комплект поставки» входят 12 боевых кораблей, 8 катеров и 23 судна вспомогательного флота. Из них 6 кораблей и 4 судна строятся на предприятиях АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).
Накануне, в День ВМФ, вопросы военного кораблестроения обсуждались на совещании у президента. Сразу после военно-морского парада в городе на Неве, который принимал Владимир Путин, в его санкт-петербургскую резиденцию кроме Сергея Шойгу были приглашены министр промышленности и торговли Денис Мантуров, главнокомандующий Военно-морским флотом Владимир Королев, президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. И разговор, насколько можно судить, больше был деловым, чем праздничным.
С некоторых пор Министерство обороны отказалось от практики заключения государственных контрактов на поставку вооружений и военной техники (ВВТ), не прошедших соответствующих испытаний. В результате, как отметил Сергей Шойгу, военному ведомству за последнее время удалось существенно повысить надежность систем вооружений и боевой техники, поступающих в армию и на флот. Например, по авиации показатель исправности ВВТ составляет 63%, в космических войсках – 98%, на флоте чуть лучше, чем в Воздушно-космических силах, – 76%.
С одной стороны, это не так уж и плохо, поскольку флотские системы, особенно подводные лодки, – самые сложные в техническом плане конструкции, известные на сегодняшний день человечеству. С другой – задачи, которые выполняет флот, требуют ВВТ безукоризненной эксплуатационной надежности и высочайшего качества.
Достаточно напомнить, что, например, ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Борей» (проект 955, разработан в ЦКБМТ «Рубин»), оснащенный баллистическими ракетами Р-30 «Булава», является одной из основ стратегических ядерных сил сдерживания страны. Еще один наш весомый военно-морской козырь – многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Ясень» (проект 885), получившая путевку в жизнь в санкт-петербургском морском бюро машиностроения «Малахит». На подводных кораблях этого проекта применены многие технические решения, не использовавшиеся прежде в отечественном судостроении. И что особенно важно, элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения, модернизированного оборудования и систем жизнеобеспечения АПЛ проекта «Ясень» в чистом виде российская, а на вооружении этой подводной серии стоят не нуждающиеся в дополнительной рекламе ракетные комплексы «Калибр».
Кстати, 29 июля 2016 года на ПО «Севмаш» (входит в состав ОСК) состоялась торжественная церемония закладки многоцелевой атомной подводной лодки модернизированного проекта «Ясень-М», которой присвоено наименование «Пермь». Это шестая АПЛ «ясеневой» серии и пятая в линейке модернизированного проекта. Уже по усовершенствованному проекту «Ясень-М» строятся многоцелевые АПЛ «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». А головной подводный крейсер серии «Северодвинск» передан еще в позапрошлом году.
Поскольку стапели ОСК не простаивают, нетрудно предположить, что ни кризис, ни санкции существенно на планы военных кораблестроителей не повлияли. На перспективу намечено строительство атомного эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер», выполненного в контексте технологии «Стелс», больших десантных вертолетоносцев проекта «Лавина», не уступающих французским «Мистралям», и тяжелого многоцелевого авианосца «Шторм», модель которого широкой публике показали на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Как ранее заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключен к концу 2025 года.
Так что отсутствием аппетита руководство ВМФ отнюдь не страдает. Но это вовсе не означает, что план по валу, как это было в прежние годы, когда с расходами не считались, основной показатель. Как заявил генерал армии Сергей Шойгу, продолжая планомерную работу по переоснащению армии и флота, особое внимание Минобороны «уделяет повышению качества и поддержанию исправности поставляемого в соединения и воинские части вооружения и военной техники». А для решения этой задачи, по словам министра обороны, последовательно реализуется поручение президента России о переходе на эксплуатацию военной техники по контрактам полного жизненного цикла. Для этого «организовано взаимодействие с поставщиками и разработчиками военной продукции по выявлению характерных недостатков вооружения, неисправностей, возникающих в ходе эксплуатации, и выработке мер по их недопущению в будущем», – отметил глава военного ведомства.
Как показали итоги внезапных проверок, доля исправного бронетанкового вооружения и техники достигает 94%. С учетом специфики на флоте этот показатель должен быть еще выше.