Фото пресс-службы МО РФ
По сообщению Минобороны, подводная лодка проекта 636.3 «Краснодар», которая получила повреждение выдвижных устройств во время перехода с Северного флота на Черноморский флот, после незапланированного ремонта на «Адмиралтейских верфях» снова в строю и примет участие в параде на Неве в честь Дня Военно-Морского Флота. Вынужденная остановка на Балтике продлилась два месяца, но теперь субмарина может проследовать прежним курсом – в Новороссийск.
Это четвертая подводная проекта 636.3 в серии из шести лодок, уже построенных и строящихся на «Адмиралтейских верфях» для Черноморского флота России. Вместе с третьей лодкой серии – «Старый Оскол» – она до конца апреля проходила испытания на Севере. Предшественники «Краснодара» – «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол» – уже находятся в месте постоянного базирования. В конце марта на воду была спущена пятая лодка этой же серии – «Великий Новгород», в мае – шестая, которая носит название «Колпино».
Следует напомнить, что подводные корабли проекта 636. 3 относятся к третьему поколению дизель-электрических субмарин и считаются чуть ли не самыми малошумными в мире, за что получили на Западе прозвище «Черная дыра». Кроме того, они вооружены ракетным комплексом «Калибр-ПЛ», боевые возможности которого произвели чрезвычайно сильное впечатление на мировое сообщество, привыкшее снисходительно относиться к возможностям российского оборонно-промышленного комплекса.
Мировая премьера подводного «Калибра» состоялась в конце прошлого года, когда аналогичного проекта подводная лодка «Ростов-на-Дону», которая, следуя тем же маршрутом, который еще предстоит проделать «Краснодару», нанесла из акватории Средиземного моря сокрушительный удар крылатыми ракетами по позициям террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ) в Сирии. После чего стало известно, что «Калибр» – оружие универсальное, способное действовать не только с берега и надводных кораблей, но и из морских глубин.
Теперь можно только гадать, какой сценарий межфлотского перехода планировало российское военное ведомство для «Краснодара». Официально было сообщено только то, что когда лодка по пути с Севера в Новороссийск завернула на Балтику, имел место некий «навигационный инцидент». Но поскольку подробностей ни о самом инциденте, ни о характере полученных повреждений сразу не последовало, тут же образовалась питательная среда для различных домыслов и фантазий.
Например, ходили слухи о возможном столкновении «Краснодара» с одной из пяти находящихся в строю подводных лодок польских ВМС, из которых одна еще советской постройки – Orzel («Орел», проект 877Э «Варшавянка»), и 4 проекта U 207 «Коббен» немецкого производства, которые были куплены Польшей в 2002 году у Норвегии. В первую очередь грешили на Orzel, но не исключалась вероятность, что по «Краснодару» мог проехаться какой-нибудь польский корабль слежения – не секрет, что у Североатлантического альянса в силу понятных причин к российским подводным лодкам проекта 636.6 очень большой интерес.
Но вот что примечательно: по свежим следам ни поляки, которые вряд ли упустили бы возможность раструбить о своей «победе» над русскими, ни российское Минобороны об этом «происшествии на водах» распространяться не стали. И только когда представители прессы взяли первого заместителя министра обороны РФ Руслана Цаликова в оборот, он вынужден был признать, что «Краснодару» действительно «помяли гребешок». Если без иронии, тут возможны два варианта: или еще не до конца сплаванный экипаж не осмотрел горизонт на предмет его чистоты и во время всплытия воткнулся выдвижными устройствами в днище плавсредства (не исключено, что отечественного), или на самом деле оказался у кого-нибудь на курсе…
Надо отметить, что подобные происшествия не такая уж большая редкость. Море, как известно, среда достаточно агрессивная, а морской простор – понятие весьма условное, поэтому в районах интенсивного судоходства различных инцидентов наподобие случая с «Краснодаром» происходит не меньше, чем столкновений на столичных автомобильных трассах. Например, в годы предыдущего этапа холодной войны, когда натовские корабли регулярно следили за нами, подобные эпизоды считались чуть ли не «объективной реальностью» противостояния. Более того, некоторое время на полном серьезе считалось, что причиной гибели подводного ракетного крейсера «Курск» в Баренцевом море стало столкновение с американской подводной лодкой Memphis, которая спустя шесть дней после трагедии зашла на ремонт в норвежский порт Берген.
А вообще-то военные (не только наши, но и партнеры) не очень любят распространятся по поводу происшествий со своими боевыми единицами, особенно если это «свежие» корабли, только сошедшие со стапелей. Но насколько можно судить, повреждения у «Краснодара» были не такие уж катастрофичные, и этот эпизод скорее всего остался бы втуне, если бы он не совпал по времени с громкими отставками на Балтийском флоте (БФ), когда буквально в один день своих должностей лишились несколько десятков офицеров, в том числе командующий флотом и начальник штаба БФ вице-адмиралы Виктор Кравчук и Сергей Попов. Позднее появилось официальное разъяснение: причиной этого кадрового аутодафе, не имеющего аналогов в новейшей истории отечественного ВМФ, стали «серьезные упущения в боевой подготовке, а также искажения в докладах о реальном состоянии дел», но поскольку флотская среда отличается крайней суеверностью, восстановить реноме «Краснодара» будет непросто. Неофициально, конечно, за подводным кораблем уже закрепилось прозвище «Убийца адмиралов».
И поправить положение дел можно будет разве что «Калибрами», когда субмарина все-таки дойдет до Средиземного моря.