Фото Reuters
Весть о том, что Анкара готова предоставить авиабазу «Инджирлик» для базирования военных самолетов России, была распространена многими турецкими, а затем и российскими СМИ. Ведь подобное предложение сделал вроде бы министр иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в своем интервью телеканалу TRT Haber. Однако от турецкого МИД последовало опровержение. Так что же было заявлено на самом деле?
Многие информагентства прямо процитировали Мевлюта Чавушоглу: «Мы будем сотрудничать со всеми, кто противостоит ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация. – «НГ»). Мы с самого начала ведем эту борьбу, и мы открыли базу «Инджирлик» для тех, кто хочет активно принять участие в ней. Почему мы не сможем точно так же сотрудничать и с Россией? ИГ – для всех нас враг, и с ним нужно бороться. Это в высшей степени важно для внедрения этого механизма в жизнь и предотвращения любых нежелательных инцидентов. По этой теме мы сошлись во мнении с Сергеем Лавровым».
Конечно же, эта новость (если она не fake) может рассматриваться только как сенсация. Естественно, российские информационные агентства на нее отреагировали мгновенно. Не остались в долгу и официальные лица. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Москва, бесспорно, рассмотрит все аспекты этого предложения «и в политическом плане, и в военном».
Одним из первых сделал для СМИ заявление первый зампред комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич. Он отметил, что потепление российско-турецк
Новостной маховик раскручивался с невероятной силой, пока глава дипломатического ведомства Турции не заявил, что его неправильно поняли: «Мы можем сотрудничать с Россией в борьбе с ИГ, но я ничего не говорил об использовании российскими самолетами базы «Инджирлик». Турецкая пресса неверно поняла это и в российской прессе это отразилось». Со стороны это выглядит так: Чавушоглу закрутил представление под наименованием «Много шума из ничего», а потом вылил ушат холодной воды на горячие головы. Но волны от этого действия продолжают расходиться в разные стороны.
Авиабаза «Инджирлик» расположена на юге страны в провинции Адана, недалеко от сирийской границы. Она предоставлена в распоряжение ВВС США в соответствии с Договором о военном и экономическом сотрудничестве. Кроме того, Анкара разрешила там базироваться военным самолетам из Катара, Саудовской Аравии, Великобритании и Германии. После постановления Бундестага о признании геноцида армян турками в 1915 году отношения между Анкарой и Берлином заметно охладели. К Великобритании после проведения референдума о выходе из Евросоюза у турок также настороженное отношение. Кроме того, по мнению Анкары, союзники по НАТО, в первую очередь США, не оказали Турции должной поддержки во время резкого обострения отношений с Россией из-за сбитого Су-24.
Очевидно, политическое руководство Турции решило немного «встряхнуть» союзников. Первым шагом было сближение с Россией после формальных извинений президента Реджепа Эрдогана за сбитый самолет. По поводу чего представитель госдепа США Виктория Нуланд высказалась довольно резко. Похоже, ее реакция устроила турок и они решили развить успех, поэтому пошли на следующий шаг в виде «вброса» о предоставлении базы «Инджирлик» России. То есть идет откровенная демонстрация дальнейшего сближения с Москвой.
Но не стоит обольщаться: страна-член НАТО ни при каких обстоятельствах не предоставит свои базы России (которую на Западе считают агрессором) без согласования с союзниками. Анкара играет свою геополитическую партию, в своих интересах. В их числе получение выгодных условий сотрудничества с Западом, упрочение лидерства на Ближнем Востоке и среди тюркоязычных народов, А также решение курдского вопроса опять же по своему сценарию.