Фото Reuters
Никто и не сомневается, что большой саммит НАТО в Варшаве, назначенный на 9 июля, на котором планируется утвердить решение о размещении на территории прибалтийских государств и в Польше по одному батальону, – чистая формальность. Принципиальное решение было принято давно, и, как сообщил постоянный представитель США при альянсе Дуглас Льют, первые подразделения окажутся на российской границе уже в январе следующего года. Всего батальонов будет четыре: по 800–1000 военнослужащих в каждом, а костяк составят представители «лидирующих стран» блока из США, Великобритании и Германии, которым предписано остановить предполагаемую «агрессию Кремля» на передовых рубежах «цивилизованного мира».
Установить с абсолютной точностью, у кого первого на Западе возникла мысль, будто Россия в одностороннем порядке собирается развязать третью мировую войну, уже невозможно. Кандидатов на эту роль хоть отбавляй.
Например, Даля Грибаускайте, которой буквально с первых дней президентства мерещатся русские танки в пригороде Вильнюса. Дошло до того, что фобиями первой литовской леди заразились не только местные спортсмены-лучники и члены общества охотников, которые как-то на полном серьезе собрались стрелами и картечью отражать танковые атаки, но и лидеры соседних прибалтийских государств. Но вряд ли массовое помешательство, даже с участием первых лиц Балтии, имело бы военно-технические и стратегические последствия, если бы не было поддержки со стороны представителей натовского руководства. В первую очередь – политической.
И тут русофобам из Балтии и Польши, которые ненавидят Россию по любому поводу чуть ли не на генетическом уровне, сильно повезло. Хотя у нынешнего генерального секретаря Североатлантического альянса Йенса Столтенберга вроде бы нет личных счетов к русским, как, например, у американского сенатора из Аризоны Джона Маккейна, самолет которого во Вьетнаме сбили ракетой советского производства, между ними на удивление много общего: оба приложили титанические усилия, чтобы дремучая русофобия материализовалась в реальное военное противостояние. От которого до начала реальных боевых действий, как известно, один шаг…
Ладно, Джон Маккейн! С этим политическим персонажем, навсегда застрявшим в окопах холодной войны, все понятно – говорят, что любой бывший военный может снять мундир только с кожей… Но ведь Столтенберг слеплен совсем из другого теста. Отец, карьерный дипломат – бывший министр иностранных дел Норвегии, вряд ли мог заразить отпрыска милитаристским духом. Более того, под влиянием свой сестры, активистки «Красной молодежи» – организации марксистско-ленинского толка, юный Йенс, как утверждают его биографы, активно участвовал в демонстрациях против войны США во Вьетнаме (то есть по факту был пацифистом и политическим противником Маккейна). А политическую карьеру начинал как журналист в газете Arbeiderbladet, являвшейся официальным рупором норвежских левых. Иначе говоря, пришел в большую политику чуть ли не под красным знаменем. Потом возглавлял Министерство финансов и дважды, в разные годы, – правительство.
На международный уровень Йенс Столтенберг вышел в марте 2014 года, когда стал первым норвежцем на посту генсека НАТО. По данным из полуофициальных источников, инициатива его выдвижения принадлежала канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая предварительно заручилась поддержкой Вашингтона и Лондона.
Надо отметить, что сама Меркель, на которую с учетом ее социалистического прошлого у Кремля были некоторые надежды, сама оказалась неприятным сюрпризом. Ну а Йенс Столтенберг резко переменился слева направо незадолго до того (вопрос о назначении уже был решен), как перебрался из Осло в Брюссель, неожиданно заявив на конференции родной Норвежской рабочей партии, что это именно Россия «угрожает безопасности и стабильности в Европе». А уже в кресле генсека НАТО заговорил, будто не политик, а обычный генерал: «Для сдерживания России необходимо наращивание военной мощи альянса, включая ядерное оружие...»
Не секрет, что НАТО без финансовой поддержки США долго не просуществовало бы. А кто платит, тот и заказывает музыку – в смысле, осуществляет общее руководство и подбирает кадры.
И вот что примечательно: три последних натовских генсека, включая Столтенберга, – представители не самых больших европейских государств. Почему? Возможно, стечение обстоятельств. Но скорее всего тонкий психологический расчет: политическими провинциалами – выходцами из государств, по размерам почти совпадающих с Московской областью, управлять почему-то намного проще, чем, скажем, немцами, британцами или французами. По крайней мере инструкции из-за океана, как показывают текущие события, они выполняют безропотно, потеряв всякую идентичность. От страха перед «старшим братом», что ли?..
Порулить ядерным оружием Йенсу Столтенбергу никто, конечно же, не даст. Другое дело – политическое обеспечение продвижения военной инфраструктуры НАТО, и в первую очередь американской, как можно ближе к российским границам. Вот только понимает ли бывший пацифист Столтенберг, что появление четырех натовских батальонов в Прибалтике и Польше не останется без ответа? И Россия уже объявила, каким он будет.
Для начала с целью усилить группировку войск на опасном стратегическом направлении Россия отправляет к западным границам две мотострелковые бригады. Из Екатеринбурга в Клинцы (Брянская область) передислоцируется 28-я отдельная мотострелковая бригада, из Самары в Валуйки (Белгородская область) – 23-я. Кроме того, полным ходом идет процесс формирования трех дивизий.
По всей видимости, уже к началу года плотность войск по обе стороны границы между Западной Европой и Россией существенно увеличится. Даже не хочется думать, кто нажмет на спусковой крючок первым. Но в любом случае факт остается фактом: именно при нынешнем руководителе НАТО Йенсе Столтенберге вероятность большой войны в Европе стала намного больше, в том числе и для Норвегии. И с этим уже не поспоришь – история...