Фото пресс-службы МО РФ
В настоящее время в СМИ и в глобальной сети активно обсуждается версия об уничтожении вертолетного подразделения российских Воздушно-космических сил (ВКС) в Сирии. Эта информация исходит от частного разведывательно-аналитического агентства Stratfor. Выводы аналитики американской разведки сделали на основе сопоставления двух спутниковых снимков аэродрома Аль-Тайас близ Пальмиры.
Первый снимок якобы был сделан 14 мая, на нем явно видны один Ми-8 и четыре Ми-24 на открытой стоянке аэродрома и грузовики в непосредственной близости от них. Второй снимок был сделан 17 мая. На этот раз видны четыре остова сгоревших вертолетов и остатки уничтоженных грузовиков. Принадлежность уничтоженной техники по фотографиям определить невозможно (ВКС России или ВВС Сирии).
Новостное агентство news agency Amaq, принадлежащее запрещенному в РФ «Исламскому государству» (ИГ), сообщает, что 14 мая на авиабазе Т4, расположенной к востоку от Хомса, огнем с расположенных вблизи базы позиций были уничтожены четыре российских боевых вертолета и 20 грузовиков, груженных ракетами.
Военный аналитик компании Stratfor Сим Тэк, комментируя спутниковые снимки, отметил, что по характеру воронок видно – это был именно артиллерийский обстрел. Он также подчеркнул точность попадания снарядов в цель. По его словам, было уничтожено полностью вертолетное боевое подразделение и 20 грузовиков обеспечения российских ВКС.
Смущает, что этот аналитик, не видя опознавательных знаков на бортах, заявляет с уверенностью, что речь идет о российских вертолетах. Хотя в первичном сообщении Stratfor высказывалось лишь предположение: «…могли быть уничтожены четыре российских вертолета». Сим Тэк также указывает, что обстрел аэродрома вела именно артиллерия ИГ. Он прав в том, что огонь велся с филигранной точностью. Вокруг сожженных грузовиков видны воронки от снарядов, не попавших в цель. А вот рядом с уничтоженными вертолетами нет ни одной воронки от пристрелочных выстрелов. Если же стреляла, допустим, реактивная система залпового огня (РСЗО), бьющая по площадям, тем более должны быть воронки от снарядов, ударивших мимо цели.
Весьма вероятно, что в данном случае речь может идти о применении высокоточного оружия. Возникает сразу два вопроса. Если это дело рук ИГ, откуда у джихадистов такое оружие? Или, может, артиллерийский удар по аэродрому нанес кто-то еще – тогда кто? Возможно, конечно, применение противотанковых управляемых ракет (ПТУР), но тогда непонятно, как джихадисты смогли подобраться достаточно близко к целям, чтобы поражение их из этого вида оружия было возможно. Ведь эта авиабаза охраняется и обороняется довольно значительными силами.
В свою очередь, официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков заявил: «Все российские боевые вертолеты в Сирии выполняют боевые задачи по уничтожению террористов. Никаких потерь среди личного состава российской авиабазы нет. Напомню, что авторство слухов об уничтожении подразделения российских боевых вертолетов и двух десятков грузовиков принадлежит пропагандистам ИГ, которые безуспешно пытались продать эту якобы новость около 10 дней назад». С его слов стало известно, что предоставленные спутниковые снимки сделаны давно и свидетельствуют о боях между ИГ и Сирийской арабской армией (САА).
Дамаск имеет свою версию данного события. По информации от источника, пожелавшего быть неназванным, вертолеты были повреждены в результате пожара, вспыхнувшего вблизи их стоянки. Цитируем его слова: «Причины пожара неизвестны. Он начался рядом с площадкой, где находились четыре вертолета. Пожарные машины не могли подъехать к очагу возгорания из-за начавшегося минометного обстрела террористов. Пламя перебросилось на вертолеты». Косвенно источник подтверждает факты артобстрела аэродрома силами ИГ и уничтожения вертолетов.
Военный эксперт Виктор Литовкин считает, что официальной информации Минобороны РФ вполне можно доверять. По его мнению, снимки из космоса не являются неоспоримым доказательством. Чтобы делать выводы, нужны еще и другие факты. Он указал на то, что опознавательных знаков на снимках не видно, необходимы как минимум снимки с земли, и они должны быть предельно точно привязаны к обсуждаемому событию.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин в своем комментарии сказал, что нет неоспоримых доказательств, что обсуждаемое событие произошло, так же как нельзя доказать обратное. Если этот артналет действительно был в то время, как сообщает агентство Stratfor, то опять же нельзя сделать вывод, чьи вертолеты были уничтожены – российские или сирийские, поскольку Ми-8 и Ми-24 есть на вооружении ВВС САА.
Эксперт в области разведки прокомментировал для «НГ» информацию Stratfor на правах анонимности. Обсуждать событие, якобы произошедшее в конкретный момент, на основании спутниковых снимков бессмысленно хотя бы по той причине, что мы не можем быть уверенными в их подлинности. Во-первых, если это действительно подлинные изображения, то они могли быть сделаны очень давно, еще во время наступления джихадистов. Во-вторых, при современных возможностях, имеющихся в области обработки фото- и видеоизображений, такие снимки можно легко подделать. Вспомните компьютерную графику фильма «Аватар»…
По поводу спутниковых снимков высокого разрешения участков планеты, где ведутся боевые действия, наш источник пояснил следующее. Спецслужбы ни с кем не делятся своими разведданными и даже выкупают все фотоматериалы у коммерческих операторов, чтобы они, не дай бог, не попали в открытый доступ и не стали в конце концов достоянием противника. Иногда подобная информация может быть обнародована примерно через год.
По словам того же источника, ссылаться на новостное агентство ИГ тем более нет смысла, поскольку они повели себя непрофессионально, не представив видео- или фотоматериалы результатов этого артналета, сделанные с земли. Возьмем другие аналогичные случаи: когда талибы в Афганистане или джихадисты в той же Сирии проводят спланированную акцию, они обязательно ведут съемку хода развития событий. И в случае успеха этой акции публикуют ее.