Генерал-полковник Сергей Каракаев (в центре) знает точно, каким скоро станет подчиненный ему самый могучий род войск. Фото Сергея Савостьянова/ТАСС
Вчера под руководством командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева начал работу учебно-методический сбор руководящего состава ракетчиков, на котором, в частности, будут рассмотрены актуальные проблемы подготовки, применения и перспективного развития группировки Ракетных войск стратегического назначения. В мероприятии, на которое уже обратили внимание западные наблюдатели, принимают участие более 130 генералов и офицеров – руководящих должностных лиц ракетных объединений, соединений, частей центрального подчинения, арсеналов, полигона войск и Военной академии РВСН имени Петра Великого.
Не секрет, что любое мероприятие с участием российских военных – даже если речь идет об учебно-методическом сборе, не имеющем никакого отношения к масштабным передвижениям войск, – традиционно воспринимается западными партнерами как проявление агрессии. Тут же звучат призывы разместить в Польше и странах Балтии если не бригады оперативного назначения, то хотя бы батальоны с дополнительным вооружением, в срочном порядке доставленным из-за океана.
Но, как заявил глава европейского департамента МИД Сергей Нечаев, ответного милитаристского психоза не предвидится: втягиваться в гонку вооружений Россия не будет, но в зависимости от угроз со стороны
НАТО откорректирует планы перевооружения армии и повышения ее боеготовности. «Рассчитываем, что в Варшаве (где ожидается натовский саммит. – «НГ»), как и в других столицах альянса, – отметил дипломат, – отдают себе отчет в том, что попытки проецировать силу в отношениях с нашей страной абсолютно бесперспективны, не отвечают долгосрочным интересам входящих в НАТО государств, ослабляют, а не укрепляют их безопасность».
Поскольку Североатлантический блок многократно превосходит Россию по обычным вооружениям (по танкам – в 9,2 раза, по ударным вертолетам – в 5,8 раза, по самолетам – в 5 раз, по кораблям – в 6,1 раза), ракетно-ядерное оружие остается единственным военным аргументом Москвы, с которым всем в мире приходится считаться. И не только потому, что российский стратегический потенциал соизмерим со стратегическим потенциалом США, здесь почти что паритет. Дело в том, что с учетом обстановки – продвижение НАТО на восток и приближение к нашим границам американской ПРО – России постоянно приходится совершенствовать свои силы сдерживания, повышая их боевые возможности.
Как отметил генерал-полковник Сергей Каракаев, реализация мероприятий перевооружения РВСН должна обеспечить наращивание доли современных ракетных комплексов в группировке войск с 56% в 2016 году до 70% к 1 января 2018 года и до 100% в 2022 году. Иначе говоря, через шесть лет все «Тополя», «Стилеты» и легендарные «Воеводы» – тяжелые ракеты, которые на Западе получили прозвище «Сатана», – станут историей. Причем первая роль в новой конфигурации РВСН отводится ракетному комплексу (РК) «Ярс», на который будут перевооружены практически все ракетные дивизии мобильного базирования, а также частично Татищевская и Козельская ракетные дивизии, где «Ярсы» установят в шахты.
Превосходство РК «Ярс», по словам генерала, обеспечивается значительно меньшим по продолжительности, чем у МБР (межконтинентальных баллистических ракет) предшествующих поколений, разгонным участком полета, новыми покрытиями корпуса и других элементов ракеты, легкой и прочной конструкцией, мощными двигателями, более совершенными приборами управления, способными работать при значительных перегрузках, – все это максимально затрудняет потенциальному противнику борьбу с «Ярсами». Новый РК идет на смену устаревающим комплексам с МБР четвертого поколения – моноблочной РС-12М «Тополь» и многозарядным – РС-18 «Стилет».
При этом, как отметил Сергей Каракаев, американская ПРО, дотянувшаяся уже до Румынии, хоть и представляет для российских РВСН определенную угрозу, но не приводит к критическому снижению их боевых возможностей. И это превосходство планируется сохранить за счет особого внимания к проблеме преодоления ПРО при разработке новых ракетных комплексов – сокращению участка разгона МБР, к применению новых видов боевого оснащения РК с труднопрогнозируемой траекторией полета, а также за счет совершенно новых средств преодоления противоракетной обороны, о которых сейчас предпочтительно помолчать. Но, как отметил генерал Каракаев, перспективные отечественные МБР уже сегодня дают возможность не только доставлять боевые блоки к целям по энергетически оптимальным и прогнозируемым траекториям, но и наносить удары с различных направлений, что вынуждает противостоящую сторону в буквальном смысле обеспечивать круговую ПРО.
Действительно, по заявленным параметрам, тяжелая ракета РС-28 «Сармат» (идет на смену РС-36М2 «Воевода», по натовской кодификации – SS-18 «Сатана»), под которую сейчас подгоняют шахтные установки, будет способна атаковать территорию потенциального противника и через Южный полюс – на этом направлении, прежде считавшемся сравнительно безопасным, еще не создан противоракетный заградительный барьер. Командующий РВСН считает, что эффективность боевого применения тяжелых межконтинентальных баллистических ракет к 2021 году будет в четыре раза превышать возможности легких МБР («Тополь-М» и «Ярс»). И хотя РК «Сармат» еще проходит испытания, его уже окрестили «Сатана-2». При этом зарубежные эксперты полагают, что ничего подобного на Западе в ближайшей перспективе не появится. Так что Россия имеет в ракетно-ядерной сфере как минимум 30-летнюю фору.