0
6288
Газета Воины и Армии Интернет-версия

28.04.2016 00:01:00

Минобороны попыталось заговорить мировое зло

Тэги: минобороны, московская конференция, безопасность, антитеррор, сша, нато, сирия


минобороны, московская конференция, безопасность, антитеррор, сша, нато, сирия Фото пресс-службы МО РФ

На открывшейся вчера V Московской конференции по международной безопасности, которую подготовило военно-дипломатическое ведомство Минобороны, самой многочисленной оказалась принимающая сторона, позицию которой  озвучили министр обороны Сергей Шойгу, глава российского МИДа Сергей Лавров, секретарь Совбеза Николай Патрушев и начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов. На достаточно высоком уровне были представлены и наши традиционные союзники, включая Китай и Иран. Первые лица западного истеблишмента во главе с США отказались от обсуждения проблем борьбы с международным терроризмом в таком формате.

В пресс-службе российского военного ведомства «НГ» подтвердили, что на конференцию еще в декабре прошлого года были приглашены все ведущие мировые игроки. Но при этом дали понять, что на участие более представительной американской делегации никто особенно не рассчитывал. Окончательно точки над «i» в конце марта расставил атташе по вопросам обороны при американском посольстве в России Брюс Макклинток, подтвердивший отказ американского правительства от участия в работе конференции в Москве. Американская сторона, как и в прошлый раз, была представлена по минимуму – на уровне атташата, то есть профессиональными разведчиками.

На Фрунзенской набережной не исключают, что такой могла быть реакция Вашингтона за отказ России приехать в США на саммит по ядерной безопасности – тогда Москва заявила, что  повестка, составленная Госдепом, ей не интересна, поскольку она несодержательна. Но вряд ли принцип «око за око» – единственное объяснение. Например, любопытную точку зрения высказал наш источник, близкий к посольству США в Москве: «Разве в нынешней политической ситуации вы приехали бы на конференцию, которую проводит Пентагон?»

Но и это, видимо, не полный ответ. Во-первых, ни Москва, ни Вашингтон не видят сейчас большого смысла играть на чужом политическом поле – никому хочется публично получать безответные «мячи»  в свои ворота. Во-вторых, трудно вырабатывать совместную стратегию  борьбы с терроризмом, когда потенциальные союзники сами ощетинились друг против друга всем своим военным потенциалом. На что и обратил внимание Сергей Шойгу, говоря о приближении военной инфраструктуры США и НАТО к российским рубежам. 

Впрочем, об этом уже говорилось, и не раз. Кстати, как и об усилении  на политической арене роли блоковой дипломатии, недобрым словом помянутой секретарем Совбеза РФ Николаем Патрушевым, которая, по его мнению, ведет к развязыванию войн и внутриполитических конфликтов. Никто и не спорит, что «текущее положение дел в международных делах требует более  согласованных действий». Но было бы верхом наивности полагать, будто американская сторона «возьмется за ум»  после похожего на прозрачный намек заявления Патрушева о том, что сейчас, дескать, многие страны «подвергаются открытому политическому и экономическому давлению». Как известно, у Вашингтона свои претензии к Москве: Крым, Минские договоренности, политическая судьба Башара Асада и т.д. Выслушивать ответные упреки, которые  и так  известны, американцы  даже не собирались.

Поэтому можно смело утверждать, что публичная часть V Московской конференции, посвященной актуальнейшей проблеме современности – борьбе с терроризмом, без участия военно-политического руководства стран,  определяющих судьбы мира,  не могла принести больших результатов. Как, впрочем, и недавнее заседание реанимированного  Совета Россия–НАТО, на котором Брюссель и Вашингтон, в свою очередь, «по-семейному» пытались поучить уму-разуму Москву. Все это говорит о том, что существующие форматы общеполитического диалога уже не работают. К тому же военно-дипломатическое ведомство Минобороны, к большому сожалению, не сумело выработать по-настоящему конструктивную повестку дня – чтобы поменьше пропаганды и агитации и побольше конкретных предложений, пригодных для предметного обсуждения представителями разной идеологической ориентации. Ну а заявления общего характера на интенсивность борьбы с таким мировым злом, как терроризм, априори повлиять не могут.

Кстати, в работе предыдущей московской конференции по международной безопасности, несмотря на санкции, приняли участие 400 делегатов. На нынешней, как отмечено на официальном сайте Минобороны, представлены делегации из 82 стран. Каким числом участников, пока не сообщается, но, судя по наполненности зала, не слишком впечатляющим. К тому же, как уже отмечалось, на форум приехали далеко не первые лица западного мира. Поэтому нынешнюю международную конференцию по безопасности в Москве скорее всего можно рассматривать как мероприятие местного значения.

По крайней мере, с внешней стороны. А вот кулуарная часть получилась  содержательнее официальной. Накануне конференции только Сергей Шойгу провел ряд принципиально важных встреч: с главой военного ведомства Ливана Самиром Мокбелем, с министром обороны КНР генерал-полковником Чаном Ваньцюанем, с главой военного ведомства Сербии Зораном Джорджевичем, с исполняющим обязанности министра обороны Афганистана Мохаммадом Масумом Станекзаем. Такие же встречи  провели и заместители Сергея Шойгу. И переговоры  продолжаются, причем, насколько можно судить по поступающей информации, содержательные. Есть надежда, что в таком же ключе пройдут и пленарные заседания, на которых доступ к микрофону получат уже не только политики, но и специалисты.

Что принципиально важно, поскольку запас убедительных слов у политкомиссаров с обеих сторон совсем иссяк. А вот у военных договариваться получается. Примером эффективного двустороннего взаимодействия секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев назвал сотрудничество России и США в Сирии. По его мнению, «это особенно важно в условиях, когда международные террористические организации продолжают вовлекать в свою деятельность все новых сторонников». И действительно, ситуация такова, что одни разговоры уже не помогут. Что, безусловно, понимает начальник Генштаба  Валерий Герасимов, выступивший на  конференции по международной безопасности с основным докладом. Отдав должное необходимости объединения политических, финансовых, идеологических и информационных ресурсов для успешной борьбы с террористическими организациями, под конец он со всей военной прямотой заявил: «Терроризм нельзя ликвидировать без применения военной силы». Иначе говоря, только политическими заклинаниями, к тому же в разноголосицу, с этим злом не справиться.

Понятно, что противоречия между Западом и Москвой на данном этапе неразрешимы, и никакая конференция по международной безопасности, проведенная в частном порядке Минобороны России или американским Пентагоном, здесь не поможет. Чтобы принципиально договориться об объединении военных ресурсов стран, заинтересованных в борьбе с мировым терроризмом, нужен более мощный международный фундамент – с другим статусом и другими полномочиями. Поэтому Сергей Шойгу и призвал мировое сообщество сплотиться вокруг инициативы президента Владимира Путина о создании широкой антитеррористической коалиции, опирающейся на нормы международного права и положения Устава ООН. Но предложение это прозвучало достаточно давно и пока услышано не было.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2163
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1404
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1042
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1363

Другие новости