Фото Reuters
В большинстве стран мира наблюдается рост военных расходов. Их общий объем в 2015 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 1% и составил 1,676 трлн долл. Такие данные привел вчера в своем очередном докладе Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI). Казалось бы, рост небольшой. Однако, по данным SIPRI, это отражает переломную тенденцию в мире в сфере трат на вооружения, поскольку ранее на протяжении четырех лет эти расходы ежегодно падали.
Стокгольмский институт не анализирует, почему возникла такая тенденция, хотя его данные говорят сами за себя – милитаризация в мире нарастает. И обращает на себя внимание тот факт, что в этом тренде Россия занимает одну из лидирующих позиций.
SIPRI отмечает, что на первом месте по абсолютным тратам на военные нужды по-прежнему остаются США. На их долю от всех мировых расходов на вооружения приходится 36% (596 млрд долл.). На втором месте Китай – 13% (215 млрд долл.). А вот Россия, которая долгое время по абсолютным расходам на оборону занимала третье место, в 2015 году скатилась на четвертое, потратив на вооружения 66,4 млрд долл., что составляет 4% от всех мировых военных затрат. Прежние свои позиции Россия уступила Саудовской Аравии, доля которой в мировом военном бюджете составила 5,2% (87,2 млрд долл.).
Понятно, что данные показатели во многом условны. И рассматривать их надо в контексте других факторов, которые определяет и оценивает то или иное государство в сфере его милитаризации. Во-первых, несмотря на свои относительно скромные по сравнению с тем же Китаем или Саудовской Аравией показатели в области обороны, военный потенциал РФ, конечно же, гораздо выше этих стран. И наша страна по-прежнему сохраняет военный паритет с крупнейшей державой в мире – США. Во-вторых, показатели милитаризации России не такие уж скромные, если сравнивать ее военные расходы по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны. Так, США в 2015 году потратили на нужды обороны 3,55% от своего ВВП, Китай – 2% от ВВП, а у России, по подсчетам западных исследователей, он равнялся 4,5%.
В-третьих, в приведенных SIPRI финансовых показателях военных расходов РФ есть определенная доля условности еще и потому, что все контракты с предприятиями оборонки и цены на вооружения Минобороны РФ подписывает в рублях. Хотя SIPRI перевел их в долларовый эквивалент. И здесь, видимо, не до конца учтено то обстоятельство, что за годы экономического кризиса рубль по отношению к доллару обесценился более чем в три раза, а стоимость основной номенклатуры оружия и боевой техники, закупаемой сейчас в интересах обороны, в РФ осталась прежней. К примеру, в России по-прежнему действует контракт на производство и закупку для Вооруженных сил страны 39 новейших военно-транспортных самолетов Ил-476 (или Ил-76МД-90А) на сумму 140 млрд руб. В пересчете на валюту это по нынешнему курсу составляет около 2 млрд долл. Стоимость тех же 39 самолетов Ил-476, которая может быть предложена на мировом рынке в инвалюте, на сегодняшний день составит не менее 4 млрд долл. (то есть не менее 100 млн долл. за один самолет). Так что девальвация рубля выгодна нашей оборонной промышленности в плане развития оружейного бизнеса. И, конечно, не случайно на недавнем заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС), которое состоялось в конце марта в Нижнем Новгороде, президент Владимир Путин заявил, что Россия продала в 2015 году оружия на 14,5 млрд долл., а портфель заказов достиг рекордного с 1992 года значения – 56 млрд долл. Портфель ВТС в России уже больше суммы всех оборонных расходов, которые страна потратила в 2015 году.
Зачем РФ необходимо так значительно укреплять свою обороноспособность, военно-политическим руководством страны объяснялось не раз. В какой-то степени это поясняют сейчас и данные SIPRI. Стокгольмский международный институт в своем докладе рассказал о том, что «в Центральной Европе затраты на военные нужды увеличились на 13%. Серьезный рост показали страны, граничащие с Россией и Украиной, такие как Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия». Все они, бывшие союзники или участники СССР, входят сейчас в блок НАТО. Примечательно, что ветераны этого альянса – Великобритания, Франция и Германия – тоже намерены вооружаться. Как отмечает SIPRI, они «объявили о намерении умеренного увеличения объемов своих военных расходов в ближайшие годы из-за угроз со стороны «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация), озабоченности из-за «агрессивных» действий России на мировой арене».
Таким образом, рост военных расходов в мире, и особенно в странах Европы, расположенных вблизи границ РФ, диктуется военно-политическими интересами НАТО. И России на это приходится реагировать, что подтверждается значительными ее расходами на военные нужды.