Фото с официального сайта Минобороны России
Экономические проблемы не обходят стороной и оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны. Такой вывод можно сделать из итогов состоявшихся в пятницу и субботу встреч президента Владимира Путина с руководством Минобороны и ОПК. При всей зрелищности и масштабности поставок вооружений и военной техники (ВВТ) в единый день приемки военной продукции (ЕДПВП), о которой рассказали все центральные телеканалы, за кадром остались проблемные вопросы оборонки: неизбежный секвестр расходов, дебиторская задолженность предприятий, сложность и неоперативность выпуска некоторых видов ВВТ и т.п.
Эти проблемы, судя по стенограммам встречи Путина с военными и его выступлением на заседании Военно-промышленной комиссии в Набережных Челнах, обсуждались довольно предметно. При этом их анализ указывает на ряд нестыковок и вопросов, которые необходимо прояснить для общественности.
Путин, подводя итоги исполнения государственного оборонного заказа (ГОЗа) за прошлый год, отметил рекордный показатель выполнения – 97% от плана. Однако замминистра обороны Юрий Борисов подчеркнул на ЕДПВП, что «несмотря на положительную в целом динамику выполнения ГОЗ-2015, остаются невыполненными несколько государственных контрактов. Так, в установленные сроки не поставлены 15 самолетов, 8 кораблей и судов, 17 единиц средств автоматизированных систем управления, 3 ракетоносителя «Рокот» и 1 разгонный блок «Бриз», 253 ракеты различного назначения, 240 единиц бронетанкового вооружения и техники». Трудно поверить, что объем этих ВВТ составляет по стоимости всего лишь 3% от объема ГОЗ-2015. Выступая в Минобороны, Путин заявил, что в 2015 году в войска «направлено более 400 единиц артиллерийского и бронетанкового вооружения». А Борисов говорит о недопоставке «240 единиц бронетанкового вооружения и техники». Это более 50% от приведенных президентом показателей.
Борисов поднял и тему роста долгов предприятий ОПК, не выполнивших ГОЗ. Он отметил, что «срывы государственных контрактов повлекли рост просроченной дебиторской задолженности на 242 млрд руб.». Каков на самом деле объем этой задолженности, остается только догадываться. Но он, конечно же, значительно больше упомянутых 3% от объема ГОЗ-2015. Ведь, как ранее заявлял тот же Борисов, объем ГОЗа на 2015 год составил 1,8 трлн руб. То есть дебиторская задолженность предприятий ОПК, не выполнивших в прошлом году план, составляет более 10%. Пояснения на счет этих нестыковок, видимо, будут. В том числе по поводу того, почему глава государства и руководство Минобороны назвали разные цифры, характеризующие «уровень оснащенности Вооруженных сил новыми образцами вооружений и техники». В пятницу Борисов заявил, что в 2015 году он вырос до 47,2%. А в субботу Путин, встречаясь с оборонщиками, сказал, что «по итогам прошлого года мы достигли планового уровня оснащения войск современными образцами вооружения и техники. Он составил 30%». Каким же цифрам верить?
Срывы контрактов по ГОЗу Борисов объяснил причинами, о которых не раз говорил раньше. Это «слабая организация головными исполнителями деятельности предприятий по всем уровням кооперации, низкий уровень планирования загрузки производственных мощностей и привлечения трудовых ресурсов, прекращение производства комплектующих изделий, сырья и материалов, утрата отдельных технологий производства, нарушение кооперационных связей». Настораживает, что почти половина этих причин субъективны, их можно относительно быстро устранить управленческими и кадровыми решениями. Хотя объяснения, связанные с «прекращением производства и утратой технологий», характеризуют общее кризисное состояние экономики. Ее дальнейшее падение скажется на уровне оборонных расходов – они будут секвестрированы.
Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в минувшую пятницу заявил о том, что ГОЗ будет сокращен в этом году приблизительно на 10%. При этом общий уровень расходов на оборону уменьшится лишь на 5%.