Фото Reuters
Иракские военные готовы заявить о полном овладении крупной западной провинцией страны Анбар. В Сирии вооруженная оппозиция покидает три города, окруженных правительственными войсками. Турецкий премьер нашел в Сирии альтернативное законное правительство, но кто это, не сказал. Американские военные аналитики положительно оценивают действия российских ВКС в Сирии.
По официальной информации из военного ведомства Ирака, правительственные силы в воскресенье овладели административным центром провинции Анбар городом Эр-Рамади. Штурм этого крупного населенного пункта иракскими военными, при поддержке сил коалиции с воздуха, длился чуть более недели. В настоящий момент известно, что правительственные силы овладели центром и комплексом административных зданий.
Ведется борьба с мелкими разрозненными группами противника в различных частях города, саперы занимаются разминированием.
В ближайшее время ожидается официальное сообщение правительства Ирака о полном освобождении провинции Анбар от вооруженных формирований «Исламского государства» (ИГ, запрещенного в России).
Не так давно министр иностранных дел Ирака Ибрагим аль-Джаафари уже заявлял: «Террористы захватили примерно 55% страны, однако в настоящее время они контролируют лишь 19% нашей территории, и мы являемся свидетелями их отступления». Если правительственным силам Ирака удастся овладеть всей провинцией Анбар, часть операционных линий (по которым шло снабжение материальными средствами и поступало пополнение в живой силе) ИГ будут перерезана. То есть группировка лишится выхода на границу Ирака с Иорданией и Саудовской Аравией. Но стоит учитывать и тот факт, что иракская армия, которая, по сути, является шиитским ополчением, уже воюет на территориях с преимущественно суннитским населением.
В Сирии, судя по всему, есть первые результаты переговоров части оппозиции с правительством в Дамаске. В понедельник началась мирная эвакуация вооруженных групп повстанцев и членов их семей из населенного пункта Эс-Зибадан, для чего предоставлен транспорт – автобусы и даже кареты скорой помощи. Этот городок находится на западе страны, в глубоком тылу сирийских правительственных сил и долгое время удерживался вооруженными боевиками, доставляя немало хлопот Дамаску. Эвакуация, о которой договоренность была достигнута еще в сентябре, проходит под наблюдением ООН.
Кроме Эс-Зибадана оппозиция освобождает еще два города в провинции Идлиб. Тем временем сирийские войска успешно развивают наступление на севере страны и сжимают кольцо окружения вокруг формирований боевиков восточнее Дамаска.
Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу подверг критике действия российских ВКС во время выступления на одном из местных телеканалов. По его словам, «из 4198 вылетов, совершенных Россией за последнее время, только 191 был направлен против «Исламского государства». Он также заявил: «России нужно срочно отказаться от ударов по умеренной оппозиции. Урегулирование кризиса в САР станет возможным только в случае передачи власти законному правительству вместо Башара Асада. Инициатива, которая предусматривает продолжение существования руководства, полностью потерявшего легитимность, не сможет принести в Сирию мир и стабильность». Непонятно, какое «законное правительство» турецкий премьер-министр имел в виду.
Ранее российские ВКС подвергались критике со стороны Amnesty International и Human Rights Watch за якобы гибель мирного населения под авиаударами. В свою очередь, российское военное ведомство сделало ряд заявлений, что самолеты ВКС атакуют исключительно военные и промышленные объекты террористов. Главком ВКС генерал-полковник Бондарев на этот счет сказал: «Я хочу с чувством достоинства сказать, что мои пилоты за все время нахождения там ни разу не промазали, ни разу не нанесли ударов по «запрещенным» объектам, так называемым «чувствительным местам» – это школы, больницы, мечети, другие святые места». По официальной информации Минобороны РФ, с начала операции было сделано более 5200 боевых вылетов, из них 145 приходится на счет Дальней авиации.
Американские военные аналитики и представители властей, в том числе чиновники из окружения президента США Барака Обамы, считают, что Москве удалось добиться за три месяца военной операции в Сирии значительных результатов с минимальными издержками. По мнению экспертов, бюджет всей сирийской операции составляет 1–2 млрд долл. в год. Эти затраты легко укладываются в годовой бюджет Минобороны РФ, равный 54 млрд в год. В частности, военные специалисты США указывают на то, что положение действующего президента Сирии Башара Асада значительно укрепилось, правительственные силы удерживают в настоящее время инициативу в своих руках и успешно ведут военные действия на всех пунктах боевого соприкосновения с противником.