Инфографика National Security Archive
Некоммерческая организация National Security Archive (NSA) при американском Университете Дж. Вашингтона впервые разместила в открытом доступе информацию о целях, по которым США планировали нанести ядерные бомбовые удары в случае войны с СССР. Рассекреченный план полувековой давности заставляет пристально присмотреться к продвигаемой сегодня в США концепции быстрого глобального удара.
Как утверждается в комментарии NSA, план и два приложенных к нему списка были составлены командованием стратегической авиации США в 1956 году. В первый включены военные аэродромы, во второй – другие объекты, в том числе заводы, индустриальные комплексы и целые города, подлежащие «систематическому уничтожению». В Москве планировалось нанести удары по 179 объектам, в Ленинграде – по 145, по 91 – в Восточном Берлине. Отдельной строкой среди целей в каждом городе значится «население». Помимо советских населенных пунктов бомбы должны были быть сброшены на Пекин и ряд крупных городов в Восточной Европе.
Начало ядерной войны намечалось на 1959 год. Сначала США собирались сбросить водородные бомбы на командные пункты армии, аэродромы и ракетные шахты, чтобы разрушить цепочку командования и избежать, подчеркнем это, ответного удара. А уж затем ударить по промышленным объектам и основным административно-хозяйственным центрам. Чтобы реализовать задуманное, командование запросило себе 60-мегатонные термоядерные бомбы, могущество которых в 4000 раз превышает боезаряд, взорванный в Хиросиме в 1945 году. Ясно, что взрывы такой чудовищной силы, да еще осуществленные в большом количестве над каким-либо городом, должны были полностью уничтожить абсолютно все его население. Поэтому авторы плана уверенно записывали жителей городов в поражаемые цели.
Военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев оценил публикацию материалов 1956 года так: «Информация, которая исходит от американской стороны сейчас, возможно, является свидетельством того, что прошлое может повториться в настоящем… Людей в двух столицах прибавилось и, разумеется, ядерными ударами по ним можно лишить государство управления, обезглавить Россию. В любом случае документ заставляет задуматься о том, нет ли подобных планов у современного военно-политического руководства США».
Полностью согласен с этой оценкой бывший сотрудник Пентагона, эксперт по ракетной технике Теодор Постол, сказав: «Факт в том, что население было для нас целью с самого начала и остается ею до сих пор. Действие ядерного оружия распространяется на такую большую территорию, что нет абсолютно никакого способа поразить промышленные цели, не направив удар на население городов».
Впрочем, в 2007 году Минобороны США разработало концепцию обезоруживающего противника «быстрого глобального удара» (БГУ), который должен наноситься высокоточными неядерными средствами. Представленная Пентагоном концепция была сразу же одобрена конгрессом. В соответствии с ней при возникновении угрозы нападения на Соединенные Штаты или американские объекты и граждан за рубежом вооруженные силы США должны быть способны в течение 60 мин. нанести удар высокой мощности и точности по любой точке земного шара для нейтрализации таких действий. Одним из важнейших мотивов для решения конгресса было то обстоятельство, что при ударе неядерными средствами можно избежать огромных человеческих жертв.
В конце 2012 года в СМИ появилась информация о проведении американскими военными компьютерной игры по нанесению массированных ударов высокоточными обычными вооружениями по вымышленной стране, обладающей сопоставимым с США ракетно-ядерным потенциалом. Догадайтесь, по какой… Разбор учений показал, что в результате БГУ с расходом до 4000 единиц обычного высокоточного оружия в течение шести часов достаточно крупная и высокоразвитая страна получит неприемлемое разрушение всей инфраструктуры и лишится способности сопротивляться. Вскоре после таких сообщений вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин на заседании Военно-промышленной комиссии озвучил результаты того американского учения. И не на шутку напугал российский истеблишмент, особо обратив внимание на то, что в результате таких действий страна-жертва лишится возможности нанести ответный удар.
Между тем в прошлую среду замдиректора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев опубликовал свои комментарии к вышедшему на Западе докладу двух известных экспертов. Старший советник по России и Евразии в фонде NTI Роберт Е. Берлс и координатор программы NTI по безопасности Леон Ратз назвали свой доклад «Рост ядерной опасности: оценка риска использования ядерного оружия в Евро-атлантическом регионе». И приходят к выводу, что риск использования ядерного оружия возрастает, и сегодня он выше, чем когда-либо после холодной войны.
Размышляя над их доводами, Золотарев напоминает о положении вещей в мире в середине XX века, когда СССР и США одинаково считали: при обмене ядерными ударами победителем будет тот, кто нанесет удар первым. Позже стороны перешли в такое состояние, когда наносящая ядерный удар первой, все же не может стать победителем из-за неотвратимости мощного ответного удара. С того момента ядерное оружие СССР (России) и США стало инструментом внешней политики, а не реального средства ведения войны.
Но в докладе по результатам компьютерной игры, моделирующей нанесение БГУ, есть интересный вывод. После удара у США остаются неприкосновенными 450 МБР «Минитмен-3» в шахтах, а также ракеты «Трайдент 2-Д5» в 5–6 подводных лодках (это 120–140 единиц). У России после БГУ остается ноль баллистических ракет. Тогда США объявляют России ультиматум о полной капитуляции. Если Россия с ним не согласится (а в России к этому времени остаются в неприкосновенности почти все неядерные силы), то начнется плановое уничтожение оставшихся войск и российских городов вместе с населением. Массированный ядерный удар по нам все равно состоится. Никакого ответа на него Российской армии уже не сделать.