Индийская «сушка». Фото Криса Лофтинга
Индийская государственная аудиторская организация Comptroller and Auditor General (CAG) 18 декабря представила на рассмотрение парламента доклад объемом 218 страниц мелкого текста о претензиях к качеству истребителей Су-30МКИ, в котором отмечается, что из-за неисправностей в состоянии боеготовности находится всего 55–60% самолетов от всего имеющегося в наличии парка вместо нормативных 75. Российская сторона уже внесла ряд предложений в целях преодоления создавшейся ситуации. Возможно, этот доклад приурочен к визиту премьер-министра Индии Нарендры Моди 23–25 декабря.
Претензии к качеству российских самолетов Су-30МКИ высказывались и ранее индийскими военными чиновниками высшего ранга. Так, было заявлено, что с момента принятия на вооружение самолетов этого типа, то есть с января 1997 года, шесть бортов разбились, с января 2013-го по декабрь 2014 года в 35 двигателях АЛ-31ФП были обнаружены неисправности, а с 2012 года зафиксировано 69 отказов этих двигателей. Кроме того, отмечается частый отказ бортовой электроники и станции предупреждения облучения чужими радарами. Есть также нарекания к нехватке запчастей, которые поставляются из России. В результате из 210 истребителей, состоящих на вооружении индийских ВВС, в неисправном состоянии находится порядка 115–126 бортов.
Всего по контракту индийские ВВС должны получить 272 многоцелевых истребителя Су-30МКИ поколения 4+. Первая партия из 10 самолетов, оборудованных РЛС Н011М Мк1, была переправлена в Индию осенью 2002 года. Вторая партия из 12 машин (оснащенных РЛС Н011М Мк2) была поставлена в период с октября по декабрь 2003 года. Следующая, состоявшая из 10 бортов Су-30МКИ, доработанных до стандарта Batch 3 (оснащенная уже РЛС Н011М Мк3 с индийским бортовым компьютером и системой для подвески контейнера Rafael Litening), прибыла в Индию в декабре 2004-го. С этого года на Су-30КМИ монтировалась авионика совместного производства Франции, Израиля, Индии и России. Ранее поставленные самолеты также были модернизированы до указанного стандарта. 1 октября 2005 года в воздух поднялся первый Су-30МКИ индийской сборки. Начиная с этого момента российская сторона поставляет сборочные комплекты на предприятия концерна Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Всего передано 50 бортов российского производства, остальные 222 собираются в Индии.
По мнению специалистов, задержка с поставками комплектующих происходит из-за бюрократических проволочек, в том числе и с индийской стороны. Ранее представители холдинга «Сухой» сообщали, что уже готовится новое соглашение о закупках индийской стороной комплектующих для Су-30МКИ в России и планируется текущий срок поставки 12 месяцев сократить до 30 дней. Кроме того, ведутся переговоры российского поставщика с индийскими компаниями, среди которых Tata group of industries, Reliance Infrastructure, Larsen & Toubro2 (L&T) и Bharat Forge, об организации совместного производства комплектующих на территории Индии. Российская сторона также предлагает создать постоянно работающий сервис для Су-30МКИ на совместной основе.
При производстве авионики используются израильские и французские комплектующие, порой из-за соображения экономии оригинальные детали заменяются аналогами нероссийского происхождения. При этом Россия признает свои недоработки в электронике и заверяет, что в скором будущем имеющиеся недочеты будут исправлены. Высказываются претензии к качеству сборки самолетов индийским концерном HAL. То же касается двигателей АЛ-31ФП для индийских «сушек», которые также собираются на предприятиях HAL с 2012 года. Есть нарекания к текущему техническому обслуживанию самолетов в индийских ВВС.
Эксперты приводят, как пример, Су-30МКИ (А) российской сборки, находящиеся на вооружении ВВС Алжира. Там количество боеготовых бортов устойчиво находится на уровне 75% от всего парка этих самолетов при весьма интенсивной их эксплуатации. Указывается также, что истребители индийских ВВС хранятся не в ангарах, а под открытым небом. При отключенной системе охлаждения длительное тепловое воздействие, типичное для тропического климата, губительно для агрегатов самолета, бортового оборудования, электронной системы управления и авионики.
Эксперты указывают, что в переговорах Индии и Франции о поставках 126 истребителей Rafale камнем преткновения стало требование Дели о закупке только 16 бортов во Франции, остальные самолеты должны собираться все тем же концерном HAL. Французы отказались брать на себя ответственность за качество индийской сборки, переговоры застопорились. К тому же у французской стороны есть претензии по низкому качеству масел и горючего, которые используют индийские ВВС для своей боевой авиации, это установила следственная комиссия из Парижа после крушения Mirage 2000 5 марта 2012 года.