Фото Reuters
Как и ожидалось, предварительное обсуждение поступившего на прошлой неделе в Госдуму проекта закона РФ о бюджете на 2016 год натолкнулось на отрицательные отзывы оппозиционного меньшинства. В комитетах парламента подготовлены заключения на документ. Большинство комитетов его одобряют, и лишь два предложили его отклонить – комитет по региональной политике (возглавляет коммунист Николай Харитонов) и комитет по науке и наукоемким технологиям (Валерий Черешнев из фракции «Справедливая Россия»). Однако думский комитет по обороне и безопасности, который возглавляет Владимир Комоедов (фракция КПРФ), финансовый план страны на будущий год одобрил. И понятно почему. Адмирал Комоедов помимо коммунистов представляет в нижней палате военное лобби, а расходы на оборону в этом году будут самыми большими за все постсоветское время – 3,145 трлн руб. Это на 31,9 млрд руб. больше затрат России на военные нужды в нынешнем году и больше всех других бюджетных расходов страны – в области экономики, социального развития и т.п.
В Заключении № 147/1.1 по проекту финансового плана страны на будущий год, подписанном Владимиром Комоедовым, отмечается, что «выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии ВС РФ». Однако даже при таком подходе оборонный комитет не согласен с тем, что вопросы социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров по-прежнему в 2016 году не будут решены полностью.
Как видно из данных Госдумы, среди прочих показателей увеличение оборонных расходов обусловлено значительным ростом в будущем году затрат по статьям «Ядерно-оружейный комплекс» (на 8,5%) и «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» (на 4%). Прибавка только по этим двум статьям, напрямую связанным с наукоемкими технологиями, ожидается в размере более 45 млрд руб. Заметим, что комитет Госдумы по науке отклонил бюджет, поскольку он предусматривает сокращение на 12,5% расходов именно на госпрограмму «Развитие науки и технологий». Военные исследования, конечно, не компенсируют планы государства в научной сфере. Между тем получается, что правительство предлагает значительно повысить расходы по «научным» направлениям. В статье «Другие вопросы в области национальной обороны», пункты которой, видимо из соображений секретности, не расшифровываются в документе, увеличение расходов запланировано в полтора раза. Обращает на себя внимание тот факт, что такие темпы роста военных расходов год назад по этим статьям при обсуждении бюджета на 2015 год и ближайшую двухлетку не значились. Данные изменения скорее всего связаны с текущими проблемами обороны и безопасности страны – успехами развития ПРО США в Европе, масштабным приближением инфраструктуры НАТО к границам РФ, а также сирийским кризисом и ситуацией в Украине. На данные угрозы надо реагировать, а значит, планировать дополнительные расходы. Косвенным подтверждением таких намерений является информация СМИ о том, что после начала воздушной операции в Сирии предприятия оборонки, производящие высокоточное оружие и другие виды боеприпасов, перешли на трехсменный режим работы. В прочие расходы, видимо, включены и затраты на строительство двухпутной электрифицированной железной дороги в обход Украины на участке Журавка–Миллерово, которую в настоящий момент возводят Железнодорожные войска Минобороны. Дорога строится с опережением графика, применяется самая передовая техника. Правительство для этих целей в бюджете-2016 зарезервировало почти 5 млрд руб.
Заметим, что планы по переводу армии на контрактную основу в 2016 году также будут выполнены в полной мере. Как видно из документа, подписанного Комоедовым, «дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений подпункта «д» пункта 1 Указа президента РФ от 7 мая 2012 года № 604 (ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек. – «НГ») запланированы в сумме 96,7 млрд руб.». Однако военные лоббисты озабочены тем, что увеличение прослойки контрактников в армии и на флоте не сопровождается в должной мере социальными мерами. Скажем, они отмечают, что в 2016 году «не планируется выделение бюджетных ассигнований на формирование фонда служебного жилья». И делают вывод, что это «является одним из основных факторов текучести кадров и не позволяет обеспечить комплектование Вооруженных сил РФ данной категорией военнослужащих (то есть контрактниками. – «НГ»)».
В комитете Госдумы по обороне не согласны и с решением правительства в очередной раз отказаться от индексации денежного довольствия военнослужащих, оплаты проезда их к месту отдыха, а также недовольны незначительным (гораздо ниже уровня инфляции) увеличением пенсий отставникам. В Заключении № 147/1.1 прямо отмечается, что «снижение уровня социальной защищенности военнослужащих недопустимо».