Cоветник гендиректора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский представил журналистам результаты натурного эксперимента. Фото Павла Сарычева
Во вторник российский концерн «Алмаз-Антей» и Совет безопасности Нидерландов параллельно друг другу обнародовали заключения о причинах крушения лайнера Boeing-777, выполнявшего рейс MH17 Амстердам–Куала-Лумпур. Трагедия, произошедшая 17 июля 2014 года в районе села Грабово Донецкой области, унесла жизни 298 человек, которые находились на борту упавшего самолета. Окончательные выводы о виновниках катастрофы так и не были сделаны.
Предваряя заранее анонсированный доклад международной следственной комиссии, работавшей в Нидерландах, пресс-конференцию во вторник провел гендиректор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков. Он сообщил о результатах проведенных исследований причин крушения Boeing-777, происшедшего 17 июля 2014 года над Украиной.
Вниманию журналистов была представлена презентация следственного эксперимента и объемных исследований, которые эксперты концерна осуществили в целях выяснения всех обстоятельств катастрофы. «Если Boeing-777 «Малайзийских авиалиний» был сбит зенитным ракетным комплексом «Бук», – говорил Новиков, – то поразила его ракета 9М38 со стороны населенного пункта Зарощинское». По информации ополчения ДНР, в то время указанный населенный пункт находился под контролем Вооруженных сил Украины. Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М38 предназначена для поражения целей, летящих на высоте до 20 км, на дальностях 25–32 км. Была принята на вооружение в 1980 годы как поражающий элемент зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук». По утверждению руководителя концерна, последние образцы этой ракеты были произведены в 1986 году, срок их эксплуатации – 25 лет – истек в 2011 году и эти ЗУР уже сняты с вооружения российских сил ПВО. Далее были представлены результаты эксперимента по подрыву боевых частей ракет 9М38 и тех, что сейчас состоят на вооружении Российской армии – ЗУР 9М317, на заданном расстоянии от корпуса Ил-86, имеющего примерно те же габариты, что и Boeing-777. По внешнему виду пробоин на фюзеляже видно, что самолет рейса MH17 мог быть сбит только ЗУР 9М38.
Задолго до первой публикации доклада Совета безопасности Нидерландов (OVV), которая была сделана год назад, политики и СМИ некоторых стран Запада и Украины заявляли, что рейс MH17 был сбит ракетой ЗРК «Бук», пущенной с территории, занятой ополчением Донбасса. В программе Би-би-си «Панорама» прозвучала версия, что «Бук», сбивший самолет, вообще управлялся российскими военными... Далее украинская сторона указывала, что ополченцам 29 июня, то есть за 13 дней до катастрофы удалось захватить на территории войсковой части А-1402 самоходную огневую установку (СОУ) 9А310. Но есть официальное заявление представителя информационного центра Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрея Лысенко: «По решению командира вся техника выведена из строя и не работает, боевикам осталась только территория». Это подтвердил представитель пресс-центра АТО Алексей Дмитрашковский. У ополченцев на восстановление СОУ было не более 12 дней. Кроме того, весь комплекс включает четыре установки: командный пункт (КП) 9С470, станцию обнаружения и целеуказания (СОЦ) 9С18 «Купол», СОУ 9А310 и пуско-заряжающую установку (ПЗУ) 9А39. Без последней можно обойтись, а вот три первых установки должны действовать в одной цепочке для производства пуска зенитной управляемой ракеты по цели. СОЦ обнаруживает и ведет цель и передает о ней информацию на КП, откуда поступает команда на СОУ о производстве боевого пуска. То есть захваченный ополченцами «Бук» к трагедии с рейсом MH17 не мог быть причастен.
Год назад немецкий журнал Spiegel опубликовал на своих страницах информацию, полученную из BND (федеральная разведывательная служба Германии). Тогда представитель BND Герхард Шиндлер заявил, что рейс MH17 был сбит комплексом «Бук», который ранее захватили ополченцы. Украинское Минобороны сразу же опровергло эту версию, проинформировав общественность, что «информация о захвате зенитного ракетного комплекса «Бук-М1» в военной части Воздушных сил ВСУ не соответствует действительности». Этому сообщению в унисон прозвучали слова заместителя министра обороны самопровозглашенной ДНР Федора Березина: «Ополченцы захватили только пусковую установку ЗРК «Бук», произвести выстрел из нее невозможно технически».
В результате год назад были озвучены три версии случившегося. По заявлению украинской стороны, Boeing был сбит российским ЗРК «Бук-М1» (хотя этот комплекс давно снят с вооружения в России), который размещался на территории контролируемой «сепаратистами» в районе села Снежное и управлялся российскими военными. По второй версии, выдвинутой со стороны России, самолет был уничтожен Су-25 украинских ВВС ракетой класса «воздух–воздух», о присутствии которого в воздухе в момент катастрофы свидетельствовали очевидцы (эта версия сейчас не рассматривается никем). По третьей версии, Boeing был сбит ЗРК «Бук» украинских сил ПВО, и запуск ЗУР производился с территории подконтрольной ВСУ. В пользу последней версии, в частности, свидетельствует фиксация российскими средствами наблюдения активности СОЦ и спутниковые фотоснимки дивизиона украинских ПВО в этом районе. Украинцы утверждают, что РЛС работали в режиме слежения, а не подсветки цели, и средства ПВО не могли сделать боевой пуск. Однако стоит заметить, что перевод ЗРК из дежурного режима в боевой занимает менее 20 секунд.
Представление заключения по крушению рейса МН17 голландская служба OVV запланировала на 13 октября. Еще до официального оглашения результатов расследования журналисты нидерландской газеты Volkskrant опубликовали вывод о том, что пуск ЗУР по Boeing был произведен с территории, подконтрольной ополченцам. Но официальная информация OVV значительно отличается от этого. По опубликованным международной комиссией данным, крушение малазийского Boeing на востоке Украины было вызвано разрывом боеголовки 9N314M, установленной на ракете серии 9М38, выпущенной из ЗРК «Бук». Причем «невозможно определить точную позицию и угол, из которого ракета была выпущена, ее скорость, а также местные обстоятельства на тот момент». Также указывается, что «на основе характера удара, угла удара и других параметров был проведен расчет траектории ракеты, показавший, что она была выпущена с территории в 320 кв. км на востоке Украины». Эта оценка полностью совпадает с районом, указанным концерном «Алмаз-Антей». Но только ни в Нидерландах, ни в Москве не прозвучало однозначного указания на то, кто именно сделал пуск той злосчастной ракеты. Международная комиссия намерена пролонгировать расследование до февраля будущего года.