201-я база в Таджикистане может стать главным заслоном на пути экстремистских группировок в Центральную Азию. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Военный аэродром Айни неформально вошел в состав 201-й российской военной базы (РВБ), дислоцированной в Таджикистане. Министерство обороны Таджикистана пока воздерживается от официальных комментариев. Однако источник «НГ» в аппарате президента Таджикистана сообщил, что пока аэродром будет находиться в совместном использовании, но скорее всего он перейдет Москве. По мнению экспертов, вопрос принадлежности этого военного объекта де-факто решен.
Вчера спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов сообщил, что боевики группировки «Исламское государство» (ИГ) – экстремистской организации, запрещенной в РФ и других странах, накапливают силы и сосредотачиваются на севере Афганистана, на подступах к странам Средней Азии. Накануне ситуацию в северных провинциях Афганистана, где боевики «Талибан» провели мощное наступление, обсуждали на переговорах в Сочи президенты России Владимир Путин и Таджикистана Эмомали Рахмон.
Уже на следующий день пресс-служба Центрального военного округа РФ сообщила о переброске в Таджикистан вертолетной группы, которая будет выполнять задачи по перевозке грузов, авиационному прикрытию войсковых колонн, высадке тактических воздушных десантов, постановке минно-взрывных заграждений с воздуха, эвакуации больных и раненых, воздушно-инженерной разведке местности.
Без прикрытия с воздуха наличие только сухопутной группировки войск в Таджикистане не обеспечит поставленных перед РВБ задач в период угроз.
Быстро наращивание военных сил и средств может произойти только за счет использования военно-транспортной авиации, которая должна дислоцироваться на военном аэродроме в регионе. Местом дислокации авиагруппы был выбран военный аэродром Айни, расположенный в 30 км от Душанбе.
Принять российскую авиацию в Айни Душанбе обещал Москве сначала в 2004 году, затем в 2008 году. Но сценарий был выполнен... в «обратном направлении»: пять российских штурмовиков Су-25 из душанбинского международного аэропорта были переброшены в киргизский Кант. В 2008 году главы двух стран подписали соглашение об использовании Айни Россией. Но и оно не вступило в силу. Душанбе настаивал на арендной плате. Кремль желал безвозмездно получить этот военный объект. В 2013 году вопрос передачи Айни России всплыл вновь, теперь в обмен на поддержку Рахмона на выборах президента. Был даже подготовлен проект соглашения по аэродрому Айни, но в Душанбе решили его выгоднее продать. Поговаривали, что таджикская сторона предлагала американцам использовать Айни взамен базы Манас в Киргизии. К аэродрому приценивалась Индия, которая затратила на его реконструкцию около 70 млн долл. Однако Москва помешала реализовать этот сценарий, напомнив Душанбе о своих видах на этот объект. По слухам, российские боевые машины уже как полгода дислоцируются на аэродроме.
На охрану таджикских рубежей высланы российские вертолеты. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
«Де-факто вопрос принадлежности аэродрома Айни закрыт. Как бы ни вел себя Таджикистан, с кем бы он ни вел переговоры, а Индии, США или любой другой стране Айни не может отойти», – сказал «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. Ключевой момент, по его словам, не тот, что база Айни очень важна для функционирования основной 201-й РВБ. «Появление любой военной силы, не связанной с российским военным блоком, резко бы меняло всю военно-политическую ситуацию в Центральной Азии в целом. Сейчас вопрос закрыт окончательно», – считает эксперт. По его мнению, в войне, которая начата против ИГ и других террористических сетей, допускать слома военной ситуации в регионе нельзя, как недопустимо размещать любой другой контингент, каким бы он дружеским ни был. Это, по его словам, касается и Туркменистана. «Россия полностью закрывает так называемый центральноазиатский фронт. В настоящее время по всей Центральной Азии идет плановое усиление российского военного присутствия. В частности, на российскую базу Кант в Киргизии, другой стран – участнице ОДКБ, пришли самолеты-штурмовики, предназначенные для ведения боя в горной местности. Вопросы расширения военного сотрудничества вчера обсуждались и в Ташкенте. Никакого другого иностранного контингента здесь не должно быть», – сказал Собянин.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев отметил, что решение о размещении вертолетной группы в Айни носит скорее всего временный характер, поэтому под него и не подводится какая-то договорно-правовая база. «Естественно, таджикская сторона избегает при этом каких-то гарантий и обязательств. Вертолетная группа, хотя и будет подчинена 201-й военной базе, будет работать по границе. Об этом говорит и состав вертолетов, которые приспособлены для установления и прикрытия минно-взрывных заграждений», – сказал «НГ» Александр Князев. По его мнению, руководство Таджикистана встревожено ситуацией в сопредельных районах Афганистана. «7 октября из Кундуза было эвакуировано работавшее там консульство Таджикистана. В охране границы усиливается российский военный компонент. В условиях внутренней напряженности в республике это позволит Рахмону перебросить часть своих силовиков на борьбу с оппонентами, на усиление полицейского режима в республике», – считает эксперт.
Между тем пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил журналистам, что речи об увеличении российского военного присутствия в Таджикистане нет. «Президенты России Владимир Путин и Таджикистана Эмомали Рахмон не договаривались увеличить военное присутствие РФ на территории центральноазиатской страны из-за напряженной обстановки в Афганистане, но выразили озабоченность», – заявил Песков. По его словам, в настоящий момент российское присутствие в Таджикистане в соответствии с международным правом и двусторонними договоренностями призвано обеспечить стабильность и безопасность в этом действительно напряженном регионе.