Министр обороны Сергей Шойгу сделал оригинальный подарок ко дню рождения Верховного главнокомандующего Владимира Путина. Фото РИА Новости/Reuters
Применение российскими военными в Сирии авиабомб старого образца уходит на второй план, а главным поражающим средством становится новейшее высокоточное оружие. В среду, находясь в своей резиденции в Сочи, в день своего рождения президент России Владимир Путин заслушал доклад министра обороны генерала армии Сергея Шойгу о нанесении ракетных ударов из акватории Каспийского моря по военным объектам запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ).
В частности, министр обороны сказал: «Сегодня утром привлекли корабли Каспийской флотилии. Четыре ракетных корабля произвели 26 пусков крылатых ракет морского базирования по 11 целям (на территории Сирии. – «НГ»)». Сергей Шойгу также сообщил главе государства, что, «по данным объективного контроля, все цели были уничтожены, гражданские лица не пострадали, результаты удара подтвердили высокую эффективность ракет на больших расстояниях – почти 1,5 тыс. км».
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Андрей Картаполов на брифинге для СМИ уточнил: «Из района огневых позиций в юго-западной части Каспийского моря выполнено 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» по целям террористических группировок ИГ и «Джабхат ан-Нусра». 5 и 6 октября на территории Сирии наша разведка вскрыла ряд важных объектов боевиков, которые подлежат немедленному уничтожению. Это заводы по производству снарядов и взрывных устройств, пункты управления, склады боеприпасов и горючего, а также базы подготовки террористов в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо. Для их поражения было решено использовать крылатые ракеты большой дальности».
В редакцию «НГ» также поступило сообщение из Минобороны, что пуски были проведены малыми ракетными кораблями проекта 212631 «Буян-М» – «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг» и сторожевым кораблем «Дагестан» проекта 11661К.
Владимир Путин высказал удовлетворение действиями российских военных в Сирии. Он отметил: «То, что мы провели эти стрельбы из акватории Каспийского моря на расстояние 1500 км высокоточным оружием и поразили все намеченные цели, говорит о хорошей подготовке предприятий оборонно-промышленного комплекса и хорошей выучке личного состава».
«Если отталкиваться от цифр, которые озвучены (1500 км), то обстрел мог вестись из южной части Каспийского моря, – сказал «НГ» кандидат юридических наук, специалист по международному праву Алексей Мельцов. – Каспий является внутренним морем, а потому его территория поделена в равных долях между государствами, и можно предположить, что корабли находились в водах Ирана. Россия сейчас находится в негласном политическом союзе с Ираном, Ирак также активно сотрудничает с Москвой, не случайно именно в Багдаде открыт информационный центр по борьбе с ИГ. Поэтому, я полагаю, проблем с Ираном и Ираком не возникнет: любой инцидент (если ракета вдруг упадет на территорию одного из перечисленных государств. – «НГ») будет иметь политическое решение, рассматриваться на основе соглашений между странами. Конечно, в этом случае поднимается политический шум, но это будет исключительно шум. Стрелять по базам боевиков можно было бы из акватории Черного моря, но тогда возникает проблема с Турцией, которая нетерпима и к курдам, сражающимся с ИГ, и к Асаду лично».
По информации источника «НГ», которая получена на условиях анонимности, названные российские корабли имеют на вооружении комплексы «Калибр-НК» (экспортное наименование «Клаб»). По наземным целям эти комплексы могут наносить удары крылатыми ракетами 3М14.
По объектам террористов в Сирии нанесен удар самым дорогим видом оружия – крылатыми ракетами |
Тактико-технические характеристики ракет засекречены, в открытом доступе только есть информация, что ее экспортный вариант – 3М14Э летит не далее 300 км. Что касается 3М14 для российского ВМФ, в отечественных СМИ указывается, что ее дальность в неядерном снаряжении может достигать 2,5 тыс. км. Еще в декабре 2012 года РИА Новости цитировало слова главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова о том, что атомная подлодка «Северодвинск» в ходе испытаний выполнила стрельбу комплексом «Калибр-ПЛ» по береговой цели на максимальную дальность 1400 км. Напоминаем, что к семейству «Калибр» также относятся береговой мобильный ракетный комплекс «Калибр-М» (более известный под экспортным наименованием «Клаб-М») и контейнерный ракетный комплекс «Клаб-К».
Не надо забывать, что высокоточное оружие такого типа стоит дорого. Опять возникает вопрос, во что в конечном итоге выльется сирийская операция для России в плане финансовых затрат. Если она продлится полгода и более, то наверняка выйдет далеко за пределы тех средств, которые запланированы для Минобороны в госбюджете. Это же касается и нанесения авиаударов. Здесь арифметика проста, в среднем каждые сутки самолеты Воздушно-космических сил (ВКС) в Сирии совершают 20–25 вылетов. Если все пойдет без изменений, через полгода их будет совершено 4562, а через год боевых действий – более 9 тыс. К тому же, по информации Генштаба ВС РФ, известно, что количество авиаударов планируется увеличить еще. По словам главнокомандующего ВКС генерал-полковника Виктора Бондарева, с 30 сентября по 7 октября российская авиация нанесла 112 ударов по объектам «Исламского государства» в Сирии. Целями ракетно-бомбовых ударов являлись «пункты управления, пункты наведения и связи, лагеря подготовки боевиков, заводы по производству вооружения, взрывчатых веществ, склады боеприпасов и горюче-смазочных материалов».
Многие военные эксперты утверждают, что Россия использует сирийскую операцию для проверки новых систем вооружений в боевых условиях. И делают вывод о неизбежном возрастании расходов на ее проведение. По данным, объявлявшимся представителями Минобороны, в ходе боевой подготовки за прошлый год было совершено немногим более 6 тыс. самолето-вылетов. А министр финансов РФ Антон Силуанов утверждал на днях, что расходы на сирийскую операцию полностью укладываются в бюджетные средства, выделенные Вооруженным силам РФ на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск. Стало быть, затраты на полеты авиации и бомбежки в Сирии полностью съедят эти средства где-то за семь-восемь месяцев. При условии что в России за это время военные самолеты совсем перестанут летать – тогда перерасхода не будет.
Вчера также, комментируя информацию о недовольстве турецких властей неоднократными нарушениями российскими военными самолетами воздушных границ Турции, официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков сказал: «Сегодня с раннего утра в Национальном центре управления обороной РФ эксперты Минобороны продолжили рабочие консультации с турецкими коллегами по реализации механизма предотвращения инцидентов в воздушном пространстве на сирийско-турецкой границе».
Стоит заметить, что вокруг российской военной операции продолжают кипеть нешуточные страсти. К примеру, советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что стоит собирать и публиковать личную информацию о пилотах ВКС РФ, воюющих в Сирии, в качестве помощи боевикам ИГ и их собратьям в России, понятно, для каких целей. На что Игорь Конашенков ответил: «О том, что советник главы МВД Украины Геращенко связан с фашиствующими молодчиками «Правого сектора», было известно давно. Но то, что это «сытое рыло революции достоинства» решило подрядиться в качестве «Мазепы 2.0» для международной террористической организации ИГ, думаю, удивило многих. Не только в Украине и Европе. Но и на Ближнем Востоке. Наконец-то учрежденный Петром I пятикилограммовый орден Иуды найдет своего достойного хозяина».