Фото Reuters
Прошедший вчера в Душанбе саммит глав государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вскрыл ряд проблем, которые напрямую касаются вопросов повышения действенности и эффективности коллективной обороны на постсоветском пространстве. Но в целом намечены, видимо, и прогрессивные шаги. В первую очередь это касается решения назначать генсека ОДКБ на ротационной основе. Как известно, за всю историю существования коллективной обороны эту должность занимали только представители России.
Можно, конечно, приветствовать призывы президента Белоруссии Александра Лукашенко повысить военную мощь Организации. Но что мешает самой Белоруссии это доказать своим примером? Она, как и многие другие страны ОДКБ (Казахстан, Киргизия и Таджикистан), тратит на оборону около 1% от валового внутреннего продукта (ВВП). Россия же почти каждый год расходует на свою национальную оборону 4,2% от ВВП. По мнению Лукашенко, для усиления безопасности стран ОДКБ также необходимо определиться с единой региональной системой ПВО. Но эта система создается только на основе российского вооружения, которое, как правило, безвозмездно передается странам ОДКБ. Где на всех союзников сразу найти столько оружия? И это при том, что по признанию генсека ОДКБ Николая Бордюжи, за несколько последних лет «наши союзники сэкономили на реализации соглашения о льготном режиме военно-технического сотрудничества более 500 млн долл.».
Главы государств ОДКБ подписали в Душанбе более 10 документов. Но главное, что впервые за всю историю существования организации сделана попытка наметить практические шаги ее деятельности. Согласована стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, принято решение укрепить Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) авиацией и создать совместный центр кризисного реагирования (ЦКР) на базе российского оборонного ведомства.
На саммите как положительный оценили тот факт, что в мае 2015 года в процессе внезапных маневров подразделения КСОР ОДКБ в массовом порядке уже перебрасывались в Таджикистан на границу с Афганистаном. Но на чем перебрасывались? Конечно же, на военно-транспортных самолетах России. В августе 2015 года в Псковской области состоялись с участием российских десантников и мобильных подразделений других стран ОДКБ военные маневры «Взаимодействие-2015». Отрабатывались вопросы борьбы с террористическими и экстремистскими группировками, взаимодействие штабов и управление войсками. В этих учениях ОДКБ приняли участие 2 тыс. военных и 200 единиц техники. Реально же сил, применяемых для этих задач, может быть в 10 раз больше. И к подобным действиям части и соединения КСОР должны быть готовы в любую минуту.
Но как быстро перебросить эти силы и как спланировать их совместные действия на будущее? Эти непростые вопросы военного управления наконец-то начинают решаться в практическом плане. Уже в ближайшее время на базе Минобороны РФ появится ЦКР ОДКБ. Нет большого секрета в том, что практически все военно-транспортные самолеты для внезапной переброски подразделений КСОР ОДКБ в возможный район конфликта будут представлены российским военным ведомством, поскольку в других странах их попросту нет. За весь постсоветский период, кроме России и отчасти Казахстана, ни одна из стран ОДКБ не приобретала военно-транспортные самолеты для своих армий. Это очень дорогое удовольствие. Скажем, новый военно-транспортный самолет Ил-476, производство которого сейчас начато в Ульяновске для Минобороны РФ, стоит 3,5 млрд руб. Его рыночная цена может быть гораздо больше, и многим странам, к примеру, Таджикистану или Киргизии, такие покупки просто не потянуть. И, конечно, Россия будет им оказывать посильную помощь. Но и решение о массовом применении авиации для переброски войск тоже будет принимать, видимо, российский Генштаб. Военный штаб ОДКБ не имеет для этого ни достаточных сил, ни ресурсов. И это ахиллесова пята коллективной обороны.
ОДКБ как организация до настоящего времени не принимала участия в разрешении конфликтов на территории СНГ и в дальнем зарубежье. Оказалась она в стороне и от событий, которые происходили и происходят сейчас в Таджикистане в связи с проведением операции против мятежного генерала Абдухалима Назарзоды. Когда лидеры стран ОДКБ проводили свое заседание, в Душанбе были перекрыты почти все улицы в центре города и ограничена связь по мобильным телефонам, плохо работал Интернет. Независимые наблюдатели связывали эти ограничения с проведением масштабной спецоперации по ликвидации антиправительственной вооруженной группировки. В Рамитском ущелье таджикские войска и спецслужбы продолжали действовать против группировки бывшего заместителя министра обороны Назарзоды. Несколько дней назад, когда террористическая угроза в этой стране, связанная с попыткой мятежа со стороны Назарзоды и его группировки стала реальностью, в секретариате ОДКБ посчитали это внутренним делом Таджикистана и никаким образом помощи в разрешении конфликта не оказали. Между тем на вчерашней встрече с президентом Владимиром Путиным таджикский лидер Эмомали Рахмон, как известно, поблагодарил Россию «за поддержку, оказанную нам во время событий начала сентября этого года». В чем эта поддержка выражалась, Рахмон не расшифровал. В СМИ были сообщения, что против повстанцев применялись боевые вертолеты. Не исключено, что это были боевые машины из состава авиагруппы Центрального военного округа, которая в настоящее время придана для усиления 201-й военной базы, поскольку таджикская армия подобным вооружением располагает не в полной мере.
Таким образом, во многом эффективность военной мощи в ОДКБ держится на России. Москва понимает важность момента и консолидирует своих союзников. Однако, видимо, настала пора побудить к большей активности в укреплении системы коллективной безопасности и сам секретариат ОДКБ, а также руководство других стран – союзниц РФ по коллективной обороне.