Фото Reuters
Вчера в СМИ появились уточненные данные о размере компенсации, которую Франция выплатила России за непоставленные десантные вертолетоносные корабли-доки (ДВКД) типа «Мистраль». Эта цифра указана в представленном во французское Национальное собрание тексте соглашения о расторжении сделки. «Французская сторона выплачивает Российской Федерации 949 754 859 евро в качестве компенсации за невыполнение обязательств по контракту от 25 января 2011 года», – говорится в тексте документа, который подписали генеральный секретарь французского совета обороны и национальной безопасности Луи Готье и вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин.
Напомним, что Россия успела перечислить во Францию на постройку «Мистралей» 893 млн евро. А полная стоимость контракта составляла 1,2 млрд евро. Теперь получается, что вернулось в Россию немногим более 1 млрд евро. Ведь Москва ранее уже получила 65 млн евро за кормовые части обоих ДВКД, построенные в Санкт-Петербурге на «Адмиралтейских верфях» и отбуксированные на верфи компании STX France в Сен-Назере для соединения с головными частями. То есть вопрос с расчетами по «Мистралям» по всем нормам закрыт полностью.
Еще в минувший понедельник официальный представитель МИД Франции объявил, что Париж полностью компенсировал выплаченные Россией суммы по проекту «Мистралей», а также ее затраты на создание дополнительного оборудования и обучение экипажей. И вот практически одновременно с ним перечисление денег подтвердил «НГ» высокопоставленный чиновник в правительстве России. При этом он, не скрывая радости от произошедшего, подчеркнул, что «деньги уже поступили на российские счета, и забрать их оттуда уже никто не сможет». Средства-то французы поспешили перечислить даже до ратификации соглашения о расторжении контракта – настолько серьезны оказались для Парижа репутационные потери от одностороннего расторжения сделки с Москвой. А сенат Франции лишь 15 сентября должен будет рассмотреть вопрос о ратификации компенсационного соглашения. Однако результаты этого рассмотрения ровным счетом никаких рисков для России не несут. Больше того, страсти заметно накалились во Франции.
Не дожидаясь обсуждения итогов расторжения контракта в сенате, крупнейшая французская оппозиционная партия «Республиканцы» потребовала сформировать парламентскую комиссию для изучения «всех обстоятельств дела». Инициаторами этого стали представитель «Республиканцев» по вопросам обороны Филипп Менье и национальный секретарь этой партии по оборонной промышленности Филипп Виттель. «Французы имеют право знать, во что обошлось им это решение, которое с учетом его многочисленных последствий многие считают безответственным», – указали они в своем заявлении.
После того, как Париж под давлением Вашингтона принял окончательное решение не передавать Москве два вертолетоносца, начались попытки уменьшить размер компенсации за расторгнутый контракт. Французская сторона предлагала вернуть в общей сложности не более 850 млн евро, причем с учетом уже оплаченных работ по строительству кормовых частей. И все это усугублялось крайне невыгодными для России условиями первоначального договора о сооружении во Франции двух «Мистралей» под нужды ВМФ РФ. «В частности, Российская Федерация в случае форс-мажорных обстоятельств должна была получить не более 20% от стоимости заказа, причем к таким обстоятельствам относился и односторонний отказ Франции продолжать строительство», – заявил правительственный чиновник, пообещав еще разобраться с теми, кто с нашей стороны согласился на подписание столь дискриминационного договора.
А вообще российским представителям в конце концов удалось снять существовавшие проблемы. В соглашении о расторжении сделки, подписанном сторонами 5 августа этого года, особо подчеркивается, что Франция не имеет права на продажу или реэкспорт кораблей (то есть на свое возмещение колоссальных убытков. – «НГ») третьей стороне до тех пор, пока Россия не получит «полную сумму компенсации и оборудование», изготовленное в нашей стране и установленное ранее на «Мистралях». Демонтаж должна оплатить и обеспечить доставку к нам в целости и сохранности опять же французская сторона. Что, по предварительным подсчетам, тянет еще где-то на 10 млн евро, плюс намного большая стоимость самого оборудования.
Но тут неожиданно открылись и новые перспективы для России. После расторжения контракта по «Мистралям» Париж начал активно искать покупателя на оба корабля. По сообщениям из Франции, в список потенциальных приобретателей ДВКД попало около 10 стран. Якобы интерес к кораблям проявляют Саудовская Аравия, Египет, Сингапур, Вьетнам, Индия, Бразилия, Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия и ряд других государств. Россия ничего против продажи им кораблей в принципе не имеет, поскольку с большинством предполагаемых покупателей наша страна поддерживает давние партнерские отношения и ведет военно-техническое сотрудничество. В СМИ появились даже сообщения о готовности Москвы посодействовать Парижу в достижении договоренности о продажах. Правда, при условии, что оба корабля будут укомплектованы российскими вертолетами Ка-52К «Катран», специально разработанными под проект «Мистраль». Их пока изготовили всего четыре, хотя авиагруппа каждого ДВКД должна включать 16 вертолетов, из которых шесть могут одновременно размещаться на взлетной палубе. Иными словами, российским вертолетостроителям светит весьма объемный и дорогостоящий контракт.
Если же продавцы заартачатся и отмахнутся от данного предложения, им же будет хуже… На основе соглашения о расторжении контракта по «Мистралям» Москва имеет право на согласование конкретного покупателя вертолетоносцев и может наложить вето на продажу Парижем кораблей третьей стороне.
Итак, подытожим очевидную выгоду России от расторгнутой сделки. Вернувшийся в российский бюджет 1 млрд евро будет, как ожидается, направлен на закупку новых вооружений для Минобороны. В рублях. То есть на нашем внутреннем рынке военное ведомство сможет потратить вдвое большую рублевую сумму, чем ту, которую в 2011 году пустило на закупку евро под «Мистрали». Добавим сюда прибыль от вероятного заказа, скажем, на 20 вертолетов Ка-52К, каждый из которых стоит больше 16 млн долл. Что-то свыше 300 млн долл. получается еще в плюс.