Фото пресс-службы Президента РФ
Вчера в подмосковном Жуковском открылся авиакосмический салон МАКС-2015. И первый рабочий день по установившейся традиции был президентским. Главе государства показали весь авиационно-космический ассортимент, включая опытные и экспериментальные образцы. Не прошел Владимир Путин и мимо зарубежных экспонатов. Это был принципиальный момент, поскольку до последнего сохранялась интрига – приедут ли на выставку европейские фирмы.
Теперь уже очевидно, что санкции сработали не в полную силу, и 12-й по счету авиакосмический салон сохранил статус одной из крупнейших выставок вооружений мирового формата. Как сообщила Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, европейский сегмент МАКС-2015 представляют компании из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Чехии и Швейцарии. Всего же на выставочной площадке в Жуковском разместились 156 иностранных фирм и корпораций из 30 зарубежных государств. Россию представляют 584 компании. И интерес к авиационно-космическому форуму предполагается ничуть не меньший, чем в прошлые годы. По оценкам организаторов, авиасалон посетят не менее 400 тыс. человек.
Интерес к МАКСу подогревается также обширной летной программой, какой на других салонах просто не бывает. Планируется, что в воздушном шоу примут участие авиационные группы высшего пилотажа «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России», «Беркуты», а также авиагруппа «Крылья Тавриды», символизирующая новую геополитическую реальность. Отдельной строкой в летной программе МАКС-2015 значится международная премьера в небе над Жуковским ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. – «НГ»), который также известен под индексом Т-50. Имени собственного у первого отечественного истребителя пятого поколения пока что нет, но и так понятно, что именно эта машина станет звездой авиасалона.
Не менее содержательной обещает быть и деловая часть. По крайней мере Минпромторг рассчитывает, что за рабочую неделю (МАКС-2015 продлится до 30 августа) будет заключено большое количество контрактов. Для справки: на предыдущем авиасалоне, который прошел в 2013 году, было подписано сделок на 21 млрд долл. Удастся ли побить этот рекорд, вопрос на засыпку. Но предложить потенциальным покупателям у нас есть что, и выбор впечатляет.
Например, «Рособоронэкспорт» выставил на торговую площадку МАКС-2015 многофункциональные истребители Су-35 и МиГ-29М/М2, учебно-боевой самолет Як-130, военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А, самолет-амфибию Бе-200, боевые вертолеты Ка-52 и Ми-28НЭ, тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2, легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т, военно-транспортные вертолеты типа Ми-17. Что касается средств ПВО, то здесь специалисты компании проведут презентации ПЗРК «Игла-С», ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э», ЗРС «Антей-2500», а также комплексы РЭБ.
Причем маркетинговая работа на МАКС-2015 началась еще до официального открытия. Пока в Жуковском ожидали главу государства, вице-премьер Дмитрий Рогозин, пользуясь статусом хозяина выставки, провел индивидуальную экскурсию вице-президенту Ирана Сурне Саттари, в ходе которой ознакомил своего визави с особенностями и преимуществами российских боевых самолетов. Предметом пристального внимания стали выставочные образцы самолетов Су-35, МиГ-29, ПАК ФА. Особенно примечателен интерес к самолетам «Сухого», которые в недавнем экспериментальном поединке по ряду параметров превзошли американские F-22 и F-35. И надо полагать, что экспортный потенциал различных модификаций истребителей семейства Су-27/30 стал еще больше после решения американцев разместить F-22 в Европе. Береженого бог бережет, но лучше иметь и надежное авиаприкрытие…
Уже очевидно, что наши вертолеты тоже ходовой товар. По сообщению гендиректора «Вертолетов России» Александра Михеева, в текущем году холдинг поставит заказчикам более 200 машин, в том числе половина пойдет на экспорт. Но более полное представление об объеме и перспективах военно-технического сотрудничества можно сделать на основании заявления генерального директора «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина. По его данным, в настоящее время портфель заказов эксклюзивного госпосредника превышает 40 млрд долл., из них 18 млрд долл. – заказы на российскую авиационную технику.
В общем, спрос на внешнем рынке и потребности Минобороны, оформленные в гособоронзаказе, сделали свое дело. Как отметил, выступая на открытии авиасалона в Жуковском глава государства, «объем промышленного производства в авиапроме России в 2014 году вырос на 20%». Примерно такие же темпы роста демонстрирует и вся оборонка. Из чего можно сделать вывод, что не углеводородное производство, а именно ОПК становится государствообразующей отраслью отечественной промышленности.