Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» будет защищать Россию минимум до 2040 года. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Российская оборонка активно работает над воссозданием боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин». Для страны это не только военная, но и экономическая задача, которая потребует модернизации практически всей сети российских железных дорог (РЖД). Как сообщают источники в оборонно-промышленном комплексе, руководство РЖД совместно с Минобороны и рядом заинтересованных предприятий ОПК, связанных с ракетостроением, готовят большой план по масштабной замене в сети железных дорог деревянных шпал на железобетонные. Только по бетонным шпалам смогут передвигаться новые БЖРК.
Как сообщает ТАСС, этап разработки конструкторской документации для боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» завершится в середине следующего года. При этом источники «НГ» в оборонном ведомстве подчеркивают, что данный проект осуществляется в форсированном режиме. И, видимо, именно его имел в виду президент Владимир Путин, когда заявлял о том, что Россия найдет адекватный и неожиданный ответ на действия США по модернизации своей противоракетной обороны. Этот проект привлечет значительные людские и финансовые ресурсы и, по мнению источников «НГ», смягчит последствия экономического кризиса. Кроме того, расширение сети железных дорог, оснащенных бетонными шпалами и усиленными рельсами, будет способствовать меньшей уязвимости новых «Баргузинов», которые смогут запускать межконтинентальные баллистические ракеты практически из любой точки России, где есть сеть железных дорог. Вероятность поражения таких БЖРК – минимальная. Но чтобы этот проект осуществился, нужны значительные ресурсы.
Как известно, более половины сетей РЖД оборудованы деревянными шпалами хвойных пород. Срок работоспособности их ограничен двумя-тремя десятками лет. Тем более они не могут выдержать вес БЖРК, который по опыту прошлого советского железнодорожного комплекса 15П961 «Молодец» может весить более 150 т. Поэтому необходимы очень прочные шпалы и рельсы, которые его выдержат. Для этого нужны особо прочные железобетонные шпалы, срок эксплуатации которых составляет более 100 лет.
Конечно, данный проект будет весьма затратным. По опыту СССР, когда Москва готовила комплекс «Молодец» к эксплуатации в середине 80-х годов прошлого столетия, на Урале, в Центральной России и некоторых регионах Сибири в интенсивном порядке были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна.
Были уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные. Выполнялись работы по укреплению насыпей более плотной щебенкой. Сколько стоил этот проект – неизвестно до сих пор. Но, вероятно, стоил он недешево. Тем более, согласно отрытой информации, удалось модернизировать железнодорожное полотно только в радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК. Но это по меркам РФ немного.
Схема сети модернизированных в Советском Союзе железных дорог, видимо, давно известна потенциальным противникам, которые всегда опасались БЖРК. И, конечно, для нового российского ракетного комплекса потребуется надежная сеть железных дорог. Между тем уже очевидно, что данный проект – это «работа над ошибками». Если вспомнить, последний президент СССР Михаил Горбачев на встрече с тогдашним премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер в 1991 году пообещал, что советские БЖРК, которых так боятся на Западе и в США, будут отныне находиться в пунктах постоянной дислокации в Костромской области, близ Перми и в Красноярском крае. Фактически с того времени БЖРК были законсервированы. А согласно Договору СНВ-2, подписанному РФ и с США в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения все ракеты, находящиеся на комплексах «Молодец», а сами комплексы утилизировать. Как известно, позже Россия приняла решение о выходе из Договора СНВ-2, но почти все советские БЖРК к тому времени были ликвидированы. Многие эксперты и военачальники считали и считают это большой стратегической ошибкой. И вот сейчас в спешном порядке эта ошибка устраняется.
О завершении этапа эскизного проектирования нового комплекса объявил в конце 2014 года командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев. По его словам, «Баргузин» будет находиться на вооружении как минимум до 2040 года. Сообщалось, что заступить на боевое дежурство он сможет к 2019 году. Ожидается, один состав железнодорожного комплекса сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» и будет приравниваться к полку, а в дивизионном комплекте «Баргузина» будет насчитываться пять полков. В Минобороны РФ подчеркнули, что создание БЖРК не противоречит обязательствам России по Договору СНВ-3.