Фото Reuters
Наконец-то начался судебный процесс по иску Минобороны России к немецкой компании Rheinmetall. Об этом сообщил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. Данное событие ожидалось давно, поскольку из-за санкций, введенных правительством ФРГ в марте прошлого года, немецкая фирма сорвала контракт на поставку полигонного оборудования для 333-го Центра боевой подготовки (ЦБП) в Мулине (Нижегородская область).
Сумма иска не афишируется, хотя стоимость подписанного в 2011 году при Анатолии Сердюкове контракта составляет 120 млн евро. По неофициальным данным, разбирательство будет вестись в международном арбитражном суде Международной торговой палаты в Цюрихе (Швейцария). И есть большая вероятность, что суд удовлетворит законные требования российской стороны.
Как сообщили источники в Минобороны РФ, российские военные до последнего надеялись, что Rheinmetall все же поставит оборудование для полигона, и не начинали судебную тяжбу. Но недавнее решение Евросоюза продолжить санкции против РФ поставило крест на этих надеждах. Хотя, как говорится, худа без добра не бывает. Немецкое оборудование заменили российским. Это сделала, как сообщают СМИ, отечественная компания «Гарнизон». В весенне-зимний период ЦБП действовал в тестовом режиме, а с началом летнего периода обучения, то есть с 1 июня, там налажен полноценный учебный процесс.
Фактически немцы наказали сами себя. По данным немецких СМИ, Rheinmetall уже потребовал возмещения ущерба от властей Германии за срыв крупного контракта по поставке полигонного оборудования для военного ведомства России в размере 120 млн евро. И если суд в Швейцарии удовлетворит иск российской стороны, то фактически расплачиваться по нему будет правительство ФРГ, которое ввело санкции против РФ. По такому же алгоритму, видимо, будут осуществляться судебные тяжбы и с Францией, если будет принято окончательное решение не поставлять России вертолетоносцы «Мистраль».
Сейчас многие эксперты утверждают, что «Мистрали» России не нужны. Но этого не скажешь о немецком полигонном оборудовании (лазерных имитаторах, новейших мультимедийных компьютерных тренажерах и т.п.). Как признался недавно Юрий Борисов журналистам, Россия до введения со стороны ФРГ санкций успела закупить у немецких фирм восемь комплектов так называемых автономных полевых лагерей (АПЛ-500), предназначенных для обеспечения боевой подготовки в полевых условиях около 500 военнослужащих. Хотя в Госпрограмме вооружения предусмотрена закупка 22 таких комплектов. Наши кулибины это немецкое оборудование хорошо изучили. И вот уже сами готовы его производить.
Надо заметить, что закупка импортного оборудования и вооружений для армии началась и закончилась, когда военное ведомство возглавлял Анатолий Сердюков. Как утверждает Юрий Борисов, «в 2013 году министром обороны Сергеем Шойгу было принято решение больше иностранное оборудование не закупать и организовать работу по производству и выпуску этих изделий в России – из отечественных материалов с максимальной локализацией». В России кроме компании «Гарнизон» производством полигонного оборудования занимается компания СЭТ. По словам замминистра, она уже «обеспечила производство (имеется в виду оборудование для военных полигонов. – «НГ») с уровнем локализации примерно 80%, 20% закупаются пока по импорту». Борисов выразил уверенность, что со временем и эти 20% комплектующих станут отечественными. Замминистра не уточняет, какие именно и в каких странах закупаются импортные комплектующие, но вполне вероятно, что это делается в странах Юго-Восточной Азии.
Как рассказал первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Аркадий Бахин, «Центр боевой подготовки в Мулине – масштабный проект Минобороны России, призванный кардинальным образом изменить подготовку военнослужащих». По словам военачальника, на его базе планируется ежегодно обучать до 30 тыс. военнослужащих «с использованием в учебной программе компьютерных технологий, имитаторов, новейших тренажеров, позволяющих выстраивать трехмерные пространственные модели». Бахин подчеркивает, что главное преимущество нового учебного центра заключается в возможности моделирования любой оперативной и тактической обстановки на поле боя различной сложности с последующей демонстрацией последствий принятых решений. Создание ЦБП позволяет в значительной степени повышать интенсивность и качество обучения личного состава, производить объективную оценку готовности командиров, органов управления тактического звена и подразделений к выполнению задач.
Ранее министр обороны Сергей Шойгу сообщал, что ЦБП, подобные тому, который построен в Мулине, в скором будущем будет иметь каждый военный округ. В настоящий момент 330-й ЦБП уже строится в Южном военном округе. Стройка идет близ поселка Ашулука, что в Астраханской области. Предполагается, что к 2020 году все центры будут связаны единым виртуальным боевым пространством.