Фото Reuters
В Амурской области на военном аэродроме Украинка в минувший понедельник примерно в 17.00 мск внезапно загорелся стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС «Медведь». Один член экипажа погиб, один госпитализирован в тяжелом состоянии, остальные сильно не пострадали.
Авария случилась в ходе плановых учебных полетов. Причиной возгорания самолета стал взрыв одного из двигателей. Боезапаса на борту самолета не было. Произошло это во время взлета или посадки, неизвестно, есть только информация, что борт выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. По решению главкома ВВС РФ генерал-полковника Виктора Бондарева полеты самолетов этого типа приостановлены до выяснения причин аварии.
На вооружении дальней авиации России состоят 32 машины этого типа, и еще 60 находятся на хранении. Именно эти самолеты сейчас осуществляют патрулирование мирового воздушного пространства, которое началось вновь после долгого перерыва в 90-х и нулевых годах. Бывший главком королевских ВВС Великобритании Майкл Грейдон в связи с этим заявил: «Я не уверен, что Соединенное Королевство сможет выдержать горячую войну с Россией». А бывший глава МИД Швеции Карл Бильдт написал в своем Twitter следующее: «Российские Ту-95 летали над Балтийским морем. Я сомневаюсь, что такое бывало в прошлом, а именно в последние десятилетия». Командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев, освещая планы полетов Ту-95МС на 2015 год, сказал: «По плану стратегического сдерживания полеты Дальней авиации будут продолжены в рамках боевой подготовки с той же интенсивностью».
«Медведь» способен на своем борту нести 20 т бомб и крылатых ракет на расстояние до 10,5 тыс. км со скоростью до 830 км/час. Современная модификация этого самолета позволяет переносить шесть крылатых ракет Х-55 в фюзеляже и еще четыре на внешних точках подвески. Самолет также предназначен для транспортировки и запуска по цели гиперзвуковых ракет последнего поколения. Кроме того, в целях обороны этот гигант вооружен 23-мм авиационными автоматическими пушками, что, по сути, является рудиментом и вряд ли защитит борт при атаке вражеских истребителей-перехватчиков.
Турбореактивный стратегический бомбардировщик Ту-95 – настоящий долгожитель, первый испытательный полет опытного образца этой машины состоялся в далеком 1952 году, а на вооружение этот самолет был принят в 1956 году, и с тех пор он верой и правдой служил в качестве ядерного щита нашей родины. В начале 60-х самолет участвовал в испытаниях ядерного и термоядерного оружия. В том числе и в знаменитом испытании 50-мегатонной бомбы на Новой Земле 30 декабря 1961 года, после которого участники холодной войны подписали знаменитый московский договор о запрете испытаний ядерного оружия в трех средах.
За прошедшие 59 лет Ту-95 неоднократно подвергался модернизации, последняя началась в 2013 году. В ходе этих работ, по заявлению высокопоставленного офицера ВВС, замене подлежит только бортовое радиоэлектронное оборудование и прицельно-навигационные комплексы, а планер и двигатели останутся прежними. Омоложение «ветерана», по словам командующего дальней авиацией, позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-555. Планируется увеличить эксплуатационный ресурс самолетов на 10 и более лет и довести количество Ту-95 МС, находящихся в эксплуатации, до 43 единиц. По мнению специалистов, полностью заменить Ту-95 получится только к 2030 или 2035 году. Именно на этот срок намечено обновить парк самолетов дальней авиации машинами нового поколения – ПАК ДА.