Сергей Шойгу недоволен сроками создания инфраструктуры для военных. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
В минувший понедельник министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу приступил к инспекционной проверке Восточного военного округа (ВВО). Глава военного ведомства особое внимание уделил не только проверке боеготовности войск, но и обустройству военных гарнизонов. Как следует из заявлений министра, основные проблемы связаны с затягиванием сроков и качеством строительства военных объектов.
Посещая забайкальский гарнизон «Степь», где уже в ближайшем будущем должен разместиться отдельный штурмовой полк самолетов Су-25, Шойгу потребовал от командования ВВО и руководства Спецстроя уже до конца года достроить не только взлетно-посадочную полосу, но и объекты социальной инфраструктуры. При этом министр акцентировал внимание на том, что «для размещения офицерского состава надо строить дома коттеджного типа». Инспектируя 5-ю общевойсковую армию в Приморье, он также остался недоволен ходом строительства военных объектов в Уссурийске и других гарнизонах края.
«Вам созданы идеальные условия с точки зрения финансирования. Обеспечьте плановое введение в строй всех объектов», – подчеркнул Шойгу, обращаясь к руководству армии и строителям. Между тем, как выясняется, самые проблемные вопросы возникают при воссоздании военной инфраструктуры на Курилах.
Министр обороны, заслушивая отчет командования Восточного военного округа о выполнении плана деятельности на период до 2020 года, поставил задачу удвоить темпы строительства военной и социальной инфраструктуры воинских частей, которые дислоцируются на островах Курильской гряды.
Выполнение этих задач Шойгу приказал взять на ежедневный контроль Национального центра управления обороны государства (НЦУОГ).
Столь пристальное внимание руководства Минобороны к гарнизонам на Курилах, видимо, неслучайно. Здесь важны как военно-политический аспект, связанный с притязаниями Японии на острова и увеличением ею своего военного бюджета, так и экономический. Островные гарнизоны должны прикрывать основные судоходные пути в Охотское море, где, как известно, имеются значительные рыбные запасы и месторождения углеводородов.
«НГ» более года назад писала о том, что Россия приняла решение о развертывании «на Сахалинском операционном направлении армейского корпуса» (см. «НГ» от 21.04.14). Точнее, не о развертывании, а о воссоздании 68-го армейского корпуса, который прежнее руководство Минобороны в лице Анатолия Сердюкова в 2010 году расформировало. Командующий войсками ВВО генерал-полковник Сергей Суровикин заявлял о том, что строительство базовых военных городков на островах Итуруп и Кунашир специалистами Спецстроя должно завершиться до 2016 года. На этих островах размещена 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия, которая должна быть модернизирована новыми видами вооружений. В том числе ударными вертолетами Ми-28, зенитными ракетными системами «Тор-М2», комплексами «Бастион» и «Бал», которые обеспечивают поражение морских целей на удалении до 150 км от береговой черты, и т.п.
Эти вооружения уже поставляются на острова. Но, как выясняется, графики строительства военной инфраструктуры не выполняются. В декабре прошлого года правительство уже разбиралось в данном вопросе. Оказывается, Спецстрой подписал контракт на возведение (модернизацию) военных гарнизонов на островах Итуруп и Кунашир в 2012 году. Но ежегодно планы по вводу военных объектов госкомпания срывает. Видимо, не случайно Сергей Шойгу поставил перед НЦУОГ задачу ежедневно контролировать этот вопрос.
Впрочем, в Спецстрое особых проблем не видят. В официальном сообщении компании говорится, что работы на островах «вошли в активную фазу» и ведутся сразу в трех функциональных зонах. При этом подчеркивается, что «в настоящее время на объектах трудится около 100 специалистов Главного управления инженерных работ № 2 Спецстроя РФ, задействовано свыше 70 единиц строительной техники».
В сентябре 2014 года глава администрации президента РФ Сергей Иванов побывал на Итурупе и осмотрел открывшийся там новый аэропорт и другие объекты, в том числе предназначенные для обороны острова. Видимо, после его визита на Курилы правительство РФ и активизировало процесс строительства там военной инфраструктуры. В то же время официальный Токио сделал специальное заявление о данном вояже представителя Кремля на так называемые северные территории. Генеральный секретарь японского кабинета министров Ёсихидэ Суга тогда заявил, что «случившееся идет вразрез с чувствами японского народа. Это вызывает крайнее сожаление».
Это «сожаление» Япония реализовала, как говорится, на всю катушку, когда присоединилась к санкциям против России и когда осенью 2014 года фактически сорвала запланированный ранее визит президента РФ Владимира Путина в эту страну. Правда, на днях японский премьер-министр Синдзо Абэ по итогам саммита G7 заявил, что ждет Владимира Путина у себя на родине. «Мы хотим, чтобы визит президента состоялся в течение года», – сказал Абэ. По словам главы японского правительства, «диалог с Москвой необходим для решения вопроса «северных территорий». Ранее, как известно, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявлял, что Владимир Путин пока не намерен посетить Японию. Москва, видимо, по-прежнему не хочет обсуждать вопрос о принадлежности Южных Курил, которые считает своей территорией и которые, если понадобится, будет оборонять.