Сегодня вооруженные формирования ИГ имеют централизованное управление и действуют вполне согласованно. Фото Reuters
Военизированные формирования «Исламского государства» (ИГ), по данным на начало 2015 года, насчитывают около 200 тыс. бойцов. В это число входят боевые бригады, группы поддержки «Ансар», силы безопасности «Хисба», силы полиции, милиция (ополченцы, местные отряды самообороны «Мухабарат», «Ассас», «Амният», «Аин аль хас» и т.д.), новобранцы, проходящие боевую подготовку в учебных лагерях, и до 22 тыс. иностранных бойцов почти 100 национальностей.
С конца июля 2013-го по июнь 2014 года ИГ развернуло широкомасштабную партизанскую войну в Ираке под названием «Жатва солдат». Нападению повсюду подвергались военнослужащие, сотрудники органов правопорядка и безопасности, члены их семей. По свидетельству офицера Иракской разведки Аль Тамини, бойцы ИГ особенно эффективно ведут боевые действия в городах, используя партизанскую тактику. Как усиливающий боеспособность фактор военные специалисты Запада называют наличие генералов и офицеров армии Саддама Хусейна в формированиях ИГ. Но не надо забывать, что армия казненного иракского диктатора проиграла все войны, которые она вела с внешним противником. У иракских офицеров нет опыта ведения партизанской войны, поэтому успех ИГ не является прямым следствием участия в движении офицеров армии Саддама. Скорее всего в планировании боевых действий и управлении боевыми действиями вооруженных сил ИГ участвуют военные специалисты неиракского происхождения.
Вооружение армии ИГ является обычным партизанским набором – в основном это ручное стрелковое оружие. Джихадисты испытывают недостаток в артиллерии и средствах ПВО, речи нет о наличии у «Исламского государства» боевой авиации, несколько захваченных бортов – не в счет. Вот перечень того, чем вооружены и чем располагают боевые отряды ИГ в настоящее время: американские М16, М14, М4, М249, Steyr АUG (Австрия), российские автомат и пулемет Калашникова (также их аналоги), СВД, КСВК, ДШК. Противотанковые средства М40, BGM71, РПГ-7, М79, ПТУРСы «Фагот» и «красная стрела» (КНР). Средства ПВО: ПЗРК «Стрела 2», Stinger, ФН6, пушки ЗУ 23-2 и ЗСУ 23-4. Артиллерия: 130 мм пушки М46, Д30, 155 мм гаубицы М198, «Гвоздика» (и другие САУ), БМ-14, БМ-21 (Град), ракетные комплексы «Эльбрус». Бронированные автомобили HMMWV, MRAP, М1117, М113, советские боевые машины пехоты БМП-1. Танки Т-55, Т-62, Т-72, М1 Abrams. Несколько вертолетов Black Hawk, самолеты Миг-21 и Миг-23 также в незначительном количестве.
В течение всего 2014 года отряды ИГ развивали наступление как на сирийском, так и на иракском ТВД. Главным оружием джихадистов были внезапность, мобильность и натиск. Марши совершались малыми колоннами, не больше пехотного взвода, максимум – роты. Перед боем силы концентрировались в нужном месте в нужное время. Атаки проводились с полным напряжением сил и, как правило, в предрассветные часы или ранним утром. Отличительными чертами ИГ являются также хорошо поставленная разведка и гибкость в выборе тактики боя. Сильные концентрированные удары они совмещают с постоянными, множественными, небольшими, но эффективными налетами и диверсионно-террористическими актами, изматывающими противника.
Сейчас на некоторых участках ИГ переходит к обороне. К этому джихадистов подвигла возникшая необходимость перегруппировки сил и средств. Есть еще и чисто политическая задача: вновь образованный «Халифат» должен продемонстрировать всему мусульманскому, суннитскому мировому сообществу, что он в состоянии защитить завоеванное. Для организации, которая так активно эксплуатирует мобильность в боевых действиях, удержание и защита захваченных территорий является настоящим вызовом. Гибридная армия ИГ в настоящий момент создает укрепления там, где курды, правительственная армия Ирака или их противники на Сирийском ТВД могут контратаковать. Уничтожению подлежат мосты, дамбы, плотины, если есть необходимость создать препятствия на пути продвижения противника.
Активно создается система противотанковой обороны, сочетающая ПТ-средства и инженерные заграждения. Массово используются мины-ловушки. Чтобы предотвратить возникновение партизанских формирований противника, ИГ намеренно изгоняет с занятых территорий несуннитское население. Там, где население остается, его запугивают и принуждают сотрудничать с властями для нужд обороны. Активно ведется соответствующая пропаганда с использованием средств наружной рекламы, листовок, громкоговорителей. В прифронтовой зоне население дифференцируется – кого-то привлекают на службу, кого-то арестовывают (похищают), кто-то убивают. Умело ведется пропаганда, разжигающая ненависть арабов-суннитов к представителям других религий, конфессий и этносов. Восстания жестоко подавляются, как это произошло в районе Зойа (недалеко от места впадения реки Заб в Тигрис).
По данным западных спецслужб, которые просочились в СМИ, на Иракском ТВД в настоящее время «Исламское государство» концентрирует ударную группировку своих сил в долине реки Тигрис и вспомогательные ударные силы в долине реки Евфрат. Одновременно активизируются наступательные действия в районе Дамаска (на сирийском ТВД). И это несмотря на то, что поддерживающая Багдад коалиция, используя свое полное господство в воздухе, планомерно наносит авиаудары по позициям ИГ. Их с середины 2014 года по настоящее время совершено больше тысячи. На авиаудары коалиции джихадисты отвечают многочисленными диверсионно-террористическими актами.