Фото пресс-службы Министерства обороны РФ
Россия приступает к строительству железнодорожного пути в обход Украины. Это связано с вопросами обеспечения безопасности, а также конфликтом, происходящим в Донбассе. Для реализации этого проекта в полевых лагерях на территории поселков Новопавловка и Колесниковка Кантемировского района Воронежской области сосредоточилось несколько батальонов железнодорожных войск (ЖДВ).
Около 900 человек личного состава, эксплуатируя более 360 единиц специальной военной техники, должны проложить и оборудовать в ближайшие два года 18 км двухпутной электрифицированной железной дороги. Об этом сообщил в субботу заместитель министра обороны России генерал армии Дмитрий Булгаков, в ведении которого и находятся ЖДВ.
По словам генерала, строительство обводной железнодорожной ветки положит «конец беспредельному произволу и вымогательству украинских пограничников и таможенников в отношении российских граждан в поездах южного направления, следующих через территорию Украины». Кроме того, новая железная дорога увеличит безопасность России путем ужесточения контроля за прибытием в страну нежелательных лиц из соседней страны. Сейчас за время пути с Юго-Восточной на Северо-Кавказскую железную дорогу российские поезда дважды пересекают государственную границу в районе станции Зориновка Луганской области Украины. Здесь, как известно, район военного конфликта. «Учитывая то, что район Зориновки контролируют силы украинской Нацгвардии, работаем как на пороховой бочке», – комментирует ситуацию начальник Юго-Восточной дороги Анатолий Володько.
Порученный ЖДВ участок для строительства путей – это лишь часть более чем 120-километровой обводной ветки на участке Журавка (Воронежская область) – Миллерово (Ростовская область), которую необходимо будет возвести в ближайшие годы. Сумма запланированных расходов на это строительство, по данным вице-президента ОАО «РЖД» Олега Тони, составляет 56,6 млрд руб. После секвестра бюджета страны она осталась в финансовом плане РФ на ближайшую трехлетку без изменений. И, судя по действиям ЖДВ, российские военные строители стальных магистралей пока остаются главными подрядчиками этого проекта.
Как сообщил Булгаков, «военное ведомство готово само построить все 122,5 км железной дороги из Журавки до Миллерова, если будет принято соответствующее решение». Пока нет сообщений, что другая строительная структура в РФ, кроме военных железнодорожников, получила подряд на строительство обводной ветки. И есть большая вероятность, что именно военнослужащие ЖДВ будут заниматься ее основным строительством, как это было в свое время при строительстве Байкало-Амурской магистрали (БАМ), где в Забайкалье и на Дальнем Востоке были сосредоточены два корпуса ЖДВ общей численностью более 40 тыс. военнослужащих.
«Привлечение войск для строительства – это относительно малозатратный и эффективный способ реализации важных стратегических проектов. И это доказало строительство БАМа», – рассуждает военный эксперт Владимир Попов. Он считает, что и сейчас, видимо, опыт БАМа в правительстве хотят повторить. Ведь денег, которые выделены на строительство железной дороги в обход Украины, как это бывало не раз в РФ, может не хватить. «А ЖДВ используют труд солдат, он гораздо дешевле. Значит, издержек при реализации этого проекта должно быть меньше», – уверен Попов.
Идея прокладки самой короткой и независимой от Украины стальной магистрали из Москвы к Черноморскому побережью возникла после распада СССР. В 2012 году по инициативе руководителя РЖД Владимира Якунина был даже разработан проект межправительственного соглашения, в котором Киеву предлагалось перенести российско-украинскую границу, чтобы сохранить контроль над участком в районе станции Зориновка. Украина на это не пошла. И вот теперь Москва все же решилась на строительство рельсовых путей в обход Донбасса. Помимо железной дороги там придется построить несколько станций, мостов и других инженерных объектов.
«Мы не хотим быть заложниками ситуации, – говорит вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони. – Тем более что этот участок в перспективе рассматривается как часть инфраструктуры высокоскоростного хода Москва–Сочи». По словам Тони, существующий участок железной дороги через Украину тоже, видимо, будет работать. Тони уверен, что в перспективе ситуация в соседней стране нормализуется.
Между тем очевидно, что если основной контракт на строительство железной дороги из Журавки до Миллерова будет отдан Минобороны, то у границ с Украиной будет сконцентрировано почти на порядок больше солдат и офицеров ЖДВ. По опыту строительства БАМа для прокладки двухполосной железной дороги на расстояние около 120 км потребуется как минимум 7–8 тыс. человек личного состава ЖДВ и не менее 2 тыс. единиц соответствующей техники. Все это в распоряжении Минобороны есть. Согласно открытым данным, в центральной части и на юге России расположено не менее пяти бригад ЖДВ общей численностью до 15 тыс. военнослужащих.