Фото Reuters
В марте Россия официально прекратила участие в работе Консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Данный шаг означает окончательный выход РФ из этого договора, начавшийся еще в 2007 году. Ситуация, однако, может оказаться более сложной. Дело в том, что помимо ДОВСЕ существует ряд международных договоров, которые скорее всего также не переживут новой конфронтации России и США.
Первой жертвой, по-видимому, станет Договор открытого неба (ДОН). Этот документ был подписан на Хельсинкском саммите Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 24 марта 1992 года. Договор предусматривал свободное проведение инспекционных полетов над территориями его участников. До 2007 года Россия не пользовалась этим правом. Однако 9 марта 2007 года Москва заявила о намерении возобновить инспекционные полеты над территорией США и Канады.
Однако еще 6 апреля 2012 года Грузия заявила о прекращении своих обязательств перед Россией в рамках ДОН. Конфликт в Украине усилил тенденцию к эрозии договора. 16 апреля 2014 года Москва, согласно VIII статье договора, отменила инспекционный полет США над своей территорией. В ответ 18 апреля США запретили инспекционный пролет российской авиации. И хотя американский инспекционный полет все-таки состоялся 21 апреля, будущее ДОН вызывает сомнение в обеих странах.
На этот кризис накладывается психологическое обстоятельство. План «открытого неба» предложил еще в 1955 году президент США Дуайт Эйзенхауэр. Советский Союз отказался от его реализации, увидев в этом предложении попытку Вашингтона безнаказанно фотографировать советские военные объекты. (Советская авиация в то время не могла совершать инспекционные полеты над территорией Соединенных Штатов.) Подписание Россией ДОН в 1992 году воспринималось как уступка Москвы. Введение моратория на ДОН может, следовательно, стать следующим российским шагом после моратория на ДОВСЕ.
Второй жертвой конфронтации станет, видимо, Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Этот международный договор был открыт для подписания 24 сентября 1996 года. В настоящее время его ратифицировали три ядерные державы: Британия, Франция и Россия. Две оставшиеся – США и КНР – до сих пор не сделали этого. МИД России 14 июня 1996 года заявил, что Москва оставляет за собой право выйти из ДВЗЯИ в случае угрозы ее национальной безопасности, включая размещение ядерного оружия в Восточной Европе. Из-за позиции США и КНР договор в силу не вступил. Введение моратория на ДВЗЯИ по образцу ДОВСЕ может стать жестким, хотя и необременительным ответом Москвы.
У России есть и более прагматичные причины для выхода из ДВЗЯИ. Договор предусматривает создание Международной системы мониторинга (МСМ) за проведением ядерных испытаний, состоящей из станций сейсмического, радионуклидного, инфразвукового и гидроакустического контроля. Данные от этих станций должны поступать во Временный технический секретариат в Вене. Однако в распоряжении Вашингтона есть сеть подобных станций на территории европейских стран НАТО, Японии и государств Ближнего Востока. Россия подобных станций вблизи границ Соединенных Штатов не имеет. Прекращение взаимодействия с МСМ поможет Москве частично выровнять эту диспропорцию.
Третьей жертвой геополитических конфликтов может стать Договор о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Этот документ, подписанный 7 декабря 1987 года Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым, предполагал ликвидацию данного класса ракет. Но у Соединенных Штатов остались два ядерных союзника – Британия и Франция, которые сохранили за собой право на производство ракет этого класса. 22 июня 2013 года президент Владимир Путин заявил о возможности выхода Российской Федерации из договора. 29 июля 2014 года Госдепартамент США сказал, что имеет претензии к его соблюдению Россией, не уточнив, правда, их суть. Мораторий на Договор РСМД был бы болезненно воспринят в странах ЕС с их сильными антиядерными настроениями.
Четвертой проблемой может стать Парижская конвенция о ликвидации химического оружия 1993 года. Этот документ предусматривал полную ликвидацию химического оружия и производств токсических материалов, предназначенных для его производства. 29 апреля 1997 года были согласованы конкретные сроки реализации договора. Однако выполнить поставленные задачи к 2012 году не удалось: процесс ликвидации химического оружия до настоящего времени не завершен. Мораторий России на его соблюдение был бы болезненным для США. Ведь Вашингтон, как и другие страны «семерки», выступает спонсором выполнения договора.
Москва пока не принимала жестких мер в ответ на западные санкции. Но в случае продолжения санкционного давления российская сторона может изменить свою позицию, выйдя из некоторых договоров по разоружению. Такая ситуация будет выгодной сторонникам жесткой линии в США и Британии, которые, со своей стороны, также могут выйти из подобных договоров. Этот процесс не будет болезненным, так как многие из них соблюдаются условно. Но их крах ознаменует серьезный кризис международной безопасности.