Минобороны Швеции сообщило об опасном сближении самолета российских ВВС с пассажирским лайнером 12 декабря вблизи южного побережья Швеции. При этом у российского самолета был отключен транспондер – передатчик сигнала идентификации воздушных судов гражданскими диспетчерскими службами. Минобороны России опровергло данное сообщение. Пилоты гражданского лайнера о сближении не знают, поскольку система предупреждения об опасном сближении сигнала опасности не дала.
Об инциденте сообщил сам министр обороны Швеции Петер Гултквист. По его словам, пассажирский лайнер (рейс, марка самолета и авиакомпания не названы) вылетел из Копенгагена в Рим. Чтобы избежать столкновения на встречных курсах с российским военным самолетом, диспетчеры вынуждены были развернуть пассажирский борт. При этом из-за выключенного транспондера российский самолет был «невидим» для гражданских диспетчеров. Выручили, как всегда, шведские военные, набившие руку на обнаружении русских подлодок и прочих летающих, плавающих и тонущих артефактов.
На следующий день официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков сообщил: «12 декабря в этом же районе между российским самолетом и трассой пассажирского лайнера из Копенгагена находился натовский разведывательный самолет (Boeing) RC-135». При этом подчеркнул, что «полеты военных самолетов стран НАТО в международном воздушном пространстве у границ России, интенсивность которых выросла более чем в три раза за последние месяцы, всегда осуществляются с выключенными транспондерами. Но это не значит, что российские средства контроля воздушного пространства их не видят».
Шведы, может, не в курсе, но в России даже подростки знают, что авиадиспетчер сидит перед монитором, где показаны все самолеты в воздушном пространстве, расстояния до них и между ними, а также номера рейсов и направление полета. Потому что радиолокаторы есть на всех аэродромах, включая шведские. Так что заявление министра о «невидимости» комментировать не будем. Если человека назначили министром, значит, достаточно компетентен для своей страны. Жаль, что он не сообщил о наименьшем расстоянии между самолетами и не назвал их марки. «Русская служба ВВС» сообщила: опасное сближение допустил российский самолет радиоэлектронной разведки.
Обычно под этим подразумевается самолет Ил-20, созданный на базе почти забытого пассажирского Ил-18. Машина турбовинтовая, крейсерская скорость 570–620 км/ч. Где уж ему тягаться с турбореактивным Boeing, летящим со скоростью 850–900 км/ч.
Федеральное управление гражданской авиации США определяет опасное сближение самолетов как сближение на радиус менее 150 м с перепадом высот менее 60 м. На каждом лайнере установлена бортовая система предотвращения столкновений в воздухе (TCAS), но на рейсе Копенгаген–Рим она об опасности не сигналила.
В отличие от другого случая. В небе над Кабулом 22 января 2013 года чартерный Boeing 767 компании «Нордвинд», рейс NWS-2492 с индонезийского Бали в Екатеринбург с 285 пассажиров и 15 членами экипажа едва не был протаранен истребителем. Тот приблизился на 330–350 м, среди пассажиров началась паника. Натовский контингент открестился от инцидента. Тем более что на самолете были опознавательные знаки Афганистана. Афганцы инцидент проигнорировали.
8 декабря нынешнего года Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) начало расследование случаев опасного сближения в воздухе гражданских и военных самолетов. Инциденты происходили над морем на границе воздушного пространства Евросоюза. К марту агентство должно дать рекомендации по снижению риска подобных инцидентов. И, как на заказ, тут же – «шведский инцидент».
После переворота в Украине «климат» в Европе весьма похолодал. НАТО усилило присутствие у российских границ. Прервалось военное сотрудничество, введены экономические санкции. При этом звучат обвинения в агрессивности России. Для подтверждения этого годятся любые провокации, домыслы и передергивания. Теперь к ним добавилась «опасность для гражданских авиаперевозок».