Фото официального сайта Минобороны России
Министр финансов Антон Силуанов сообщил на днях, что расходы, запланированные по гособоронзаказу (ГОЗ) на 2014–2016 годы, переносятся на более поздние сроки. Как выясняется, это не соответствует действительности. В пятницу замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что финансирование ГОЗ сохранится в прежнем объеме. Это подтверждает и законопроект о бюджете страны на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (проект бюджета-2015–2017), внесенный правительством в Госдуму.
Согласно документу, по сравнению с 2014 годом военные расходы вырастут на треть – с 2,471 трлн руб. до 3,287 трлн руб., что составит 4,2% от ВВП страны.
Это рекордный показатель за всю историю постсоветской России и в абсолютных, и в относительных цифрах. Комментируя появившиеся в СМИ материалы о возможном сокращении ГОЗ, Юрий Борисов заявил: «Объективных предпосылок, которые раньше высказывались, в том числе в прессе, что российская промышленность не готова к выполнению таких амбициозных планов, нет. Этот фактор нельзя использовать при сокращении обязательств и объемов финансирования». Он пояснил, что Минобороны ожидает в текущем году улучшения показателей по выполнению гособоронзаказа относительно 2013 года. А в заключении думского комитета по обороне № 108/1.1 от 9 октября 2014 на проект закона о бюджете-2015–2017, подписанном единороссом Виктором Заварзиным, прямо говорится о том, что «выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных сил РФ», то есть в том числе и по выполнению ГОЗ.
Но даже эти рекордные планы по расходам на оборону у военных лоббистов Госдумы вызывают некоторое неудовлетворение. В упомянутом заключении отмечается, что в ходе обсуждения проекта закона о бюджете необходимо предусмотреть «выделение дополнительных бюджетных ассигнований» на тыловые и социальные нужды военнослужащих. Военные депутаты, в частности, требуют «возобновления проезда на безвозмездной основе военнослужащих и членов их семей один раз в год к местам использования отпуска и обратно», а также увеличения пенсий для отставников.
При этом депутаты видят проблемы и с переводом армии на профессиональную основу. В частности, комитет по обороне озабочен тем, что «бюджетных ассигнований на обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями и дальнейшее формирование фонда служебного жилья в 2015–2017 годах проектом федерального бюджета не предусмотрено». В проекте бюджета-2015–2017 дополнительные деньги предусмотрены только на выплату денежного довольствия контрактников, как требует подписанный президентом Владимиром Путиным 7 мая 2012 года указ № 604. Этим документом, как известно, поставлена задача ежегодно, в течение пяти лет, увеличивать численность военнослужащих, проходящих службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек, чтобы довести их общую численность к 2017 году до 425 тыс. человек.
Минобороны сейчас набирает в армию профессионалов даже в больших объемах. Однако в связи с преждевременным расторжением контракта их прослойка в войсках пока формируется в более низких пропорциях, чем требует указ президента. Поэтому военные депутаты написали в заключении на проект бюджета-2015–2017, что «отсутствие в необходимом объеме служебного жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является одним из основных факторов текучести кадров и не позволяет обеспечить комплектование Вооруженных сил РФ данной категорией военнослужащих». Комитет по обороне предлагает «восстановить финансирование федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту... (2009–2015 годы)» в объеме 82,0 млрд руб.».
Комитет Госдумы по обороне предлагает, по сути, увеличить военный бюджет еще на 10–15%. Это при том, что из военного бюджета-2015–2017 уже убрали, то есть переписали на гражданские статьи, некоторые расходы. В частности, финансовое обеспечение накопительных взносов на именные накопительные счета военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы (НИС) с 2015 года теперь значится в разделе бюджета «Социальная политика». А это немалые деньги. На НИС в 2015 году запланированы суммы в 81,546 млрд руб., в 2016 году – в 83,911 млрд руб. и в 2017 году – в 89,107 млрд руб.
В проекте закона о бюджете страны на ближайшую трехлетку записано, что в 2016 году расходы на национальную оборону составят 3,7% от ВВП (3,1 трлн руб.), в 2017-м – 3,6% от ВВП (3,2 трлн руб.). В абсолютных показателях это будет не намного меньше уровня 2015 года. Кстати, в проекте бюджета в 2017 году резко (на 10%) по сравнению с прошлым годом планируется сократить расходы на денежное довольствие военнослужащих и гражданского персонала армии. Данное обстоятельство Минфин объясняет давно намеченным в правительстве сокращением численности личного состава силовых структур на 10%. Между тем ранее руководство военного ведомства выступало против количественного сокращения армии.
«Снижение цен на нефть, санкции и экономический кризис, безусловно, отрицательно сказываются на хозяйстве страны. Рост ВВП замедлился, если не сказать, что прекратился. В то же время модернизировать армию, укреплять обороноспособность страны надо продолжать. С этим и связаны значительные расходы России на оборону», – объясняет ситуацию военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев.