Большая часть техники украинской армии уничтожена в боях на юго-востоке. Фото Reuters
Украина с этого года в пять раз увеличивает военные расходы (до 5% от ВВП страны). Численность войск планируется увеличить более чем в два раза. Такие параметры являются для страны «одной из главных стратегических задач до 2020 года». Об этом заявил заместитель главы администрации президента Украины Дмитрий Шимкив во время общественного обсуждения объявленной на прошлой неделе главой государства программы реформ «Стратегия-2020». Если эта «Стратегия» будет выполнена, Украина станет одной из самых милитаризованных стран в мире.
Понятно, что военный бюджет непосильным бременем ляжет на экономику государства. Не факт, правда, что оздоровление армии произойдет так быстро, как хотят в Киеве. Но подобные прогнозы, похоже, не слишком пугают украинских чиновников. Из заявлений Шимкива следует, что в ближайшее время «в Украине будет увеличено число военнослужащих с 2,8 до 7 человек на 1 тыс. населения», то есть численность украинской армии и других силовых структур, где предусмотрена военная служба (Вооруженные силы, Нацгвардия, Служба безопасности и Погранслужба), возрастет более чем в два раза. По грубым прикидкам речь идет как минимум о полумиллионе «штыков». Такую армию, конечно, надо будет обеспечивать и кормить. Что потребует значительного роста военных расходов.
Директор департамента финансов Минобороны Украины Иван Марко утверждает, что только на нужды армии в этом году будет потрачено 38,7 млрд грн (около 3 млрд долл.). При этом общее «бюджетное финансирование обороноспособности государства» в 2014 году составит 63 млрд грн (около 4,85 млрд долл.). На таком же уровне, по информации Министерства финансов республики, ожидается обеспечение оборонных нужд и в следующем году.
Несложный анализ показывает, что расходы на военные нужды Украины уже достигли не менее 5% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны и будут самыми высокими на постсоветском пространстве. Эти цифры уже озвучивались украинским руководством, и на них обратили внимание СМИ и экспертное сообщество (см. «НГ» от 17.09.14). Между тем на днях киевские чиновники обнародовали новую порцию своих милитаристских планов, дающих предметную картину того, как будет развиваться и строиться армия Украины в ближайшие годы. Картина вырисовывается не слишком оптимистичная.
По данным Ивана Марко, в будущем году только 10 млрд грн (775 млн долл.), то есть пятая часть от всех военных расходов, будет затрачена на приобретение и модернизацию новых вооружений и военной техники (ВВТ). Это очень даже немного и в абсолютных, и в относительных показателях. Президент Украины Петр Порошенко недавно заявил, что 65% ВВТ в результате боевых действий на юго-востоке были выведены из строя. Значит, нужны значительные средства, чтобы их восстановить. А, к примеру, только один современный украинский танк стоит на Харьковском заводе имени Малышева не менее 300 тыс. долл. 700 млн долл. хватит только на то, чтобы купить двести танков и несколько десятков бронетранспортеров и сформировать из них новую сухопутную дивизию. А как же по другим родам войск: Военно-воздушным силам, ПВО и т.д.? В общем, доля расходов на ВВТ в бюджете Украины мизерная.
К примеру, расходы на закупку и модернизацию новых ВВТ в российском бюджете составляют более его половины и равны почти 50 млрд долл. И такие вливания в оборону страны идут на протяжении нескольких лет.
Украине пока такие масштабы не под силу. 62% военного бюджета в 2015 году украинское военное ведомство планирует тратить на содержание войск, где львиная часть составит повышенное денежное довольствие военнослужащих, как того требует подписанный 24 сентября 2014 года указ президента № 744/2014 «О неотложных мерах по защите Украины и укреплению ее обороноспособности». Лишь 12% годового военного бюджета Украины пойдет на боевую подготовку. Это тоже очень мало с учетом того, что в стране нет хорошо подготовленных и обученных мобилизационных резервов. В Украине за все постсоветское время (до 2014 года) ни разу не было проведено мобилизационных сборов. И только сейчас воссоздается система подготовки военнообученных резервов. Судя по тому, как резервисты действовали в боевой обстановке на юго-востоке, такая система пока не работает эффективно.
Таким образом, украинский военный бюджет в ближайшие годы, несмотря на его значительное увеличение, будет направлен в основном не на укрепление армии и создание боеспособных войск, а на «проедание», а также на усиление морального духа армии. «Путем высоких денежных окладов нынешние киевские власти намерены повысить мотивацию населения к военной службе и возможному участию в боевых действиях. Но для современной войны этого мало – здесь нужны хорошие военные специалисты и эффективные ВВТ», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Он уверен, что в украинском Генштабе эту проблему понимают. «Но экономика страны в упадке. И анализ показывает, что денег на военные нужды (хотя деньги эти очень серьезные для страны) хватит по большому счету сейчас только для того, чтобы накормить войска и дать солдатам финансовые стимулы, чтобы они не разбежались, как это порой случалось во время военной кампании в Донбассе», – убежден Неткачев.
Но где будут найдены деньги на оборону? Как считает украинский аналитик Ольга Гордиенко, «в условиях экономической неопределенности правительство рассчитывает продлить на весь следующий год действие 1,5% военного налога с зарплаты украинцев и прочих введенных в этом году налогов». Она указывает, что кабинет министров Украины также «предлагает Раде отменить льготы по налогу на недвижимость, чтобы этот налог платила каждая семья из расчета 2% минимальной зарплаты за квадратный метр. В перечне предложений правительства – повышение ставки пенсионного сбора при покупке валюты до 2%». Сюда, конечно, надо приплюсовать рост тарифов на энергоресурсы и некоторую материальную помощь со стороны США и стран ЕС.
Но уже ясно, что в основном военный бюджет Украина сформирует за счет социального ущемления населения и обложения его новыми налогами. Так что Петр Порошенко был прав, когда заявил, что не исключает в Украине нового майдана.