Фото Reuters
Успехи ополченцев в Новороссии и решимость киевских властей продолжать силовую операцию говорят о том, что режим Киева вряд ли согласится с мирным сценарием, который предлагают непризнанные власти Донбасса и Луганской республики. Единая и неделимая Украина без какой-либо федерализации – этот тезис Петр Порошенко, поддерживаемый США и Европой, исповедовал с самого начала борьбы за власть.
Теперь президент Украины, похоже, считает, что соглашаться с сепаратистами нет никакого резона. Поэтому, видимо, не случайны воинственные заявления министра обороны Украины Валерия Гелетея о начале «Великой Отечественной войны», потери в которой будут исчисляться «десятками тысяч». А украинский Генштаб всерьез озабочен вопросами создания в Новороссии партизанского движения. То есть в Киеве убеждены, что боевые действия на юго-востоке страны будут продолжительными, а непризнанная власть в Новороссии столь крепка, что и партизанская борьба с вооруженными формированиями сепаратистов наверняка будет сопровождаться большими потерями и жертвами.
Вашингтон, очевидно, согласен с военными планами Порошенко, хотя, судя по всему, физически ввязываться в конфликт не будет. Да и крупной военной помощи от США Киеву пока ожидать не стоит. Европа и другие страны НАТО еще более сдержанны. Саммит альянса в Уэльсе вряд ли примет решения, которые в военном плане сильно помогут Порошенко.
Думается, Порошенко и его команда по-прежнему надеются на санкции и то давление, которое США и Европа оказывают на Россию. В Киеве уверены, что путем ужесточения санкций от Кремля можно добиться уступок.
Но, судя по всему, Россия, по крайней мере пока у власти находится Владимир Путин, не откажется от идей федерализации Украины. Значит, гласно или негласно Москва будет поддерживать ополчение Новороссии. При этом понятие «Новороссия» в Москве, похоже, рассматривают не как некое государство в границах Донбасса и Луганской области, а как всю Левобережную Украину, на которую в историческом аспекте и распространяется это понятие. События в Крыму, связанные с вхождением полуострова в состав России, а также борьба юго-востока Украины за самостоятельность показали, что Москва нашла эффективные способы поддержки соотечественников за рубежом.
Украина даже по экономическим причинам не способна вести длительную и очень затратную войну. Киев в этом году уже направил на поддержание своих вооруженных сил более 3 млрд долл. Но деньги, судя по всему, ушли в никуда. Проведенная в марте–июле 2014 года милитаризация экономики Украины не смогла усилить армию и Национальную гвардию, что наглядно подтверждается сводками с фронтов. Нужны новые и значительные траты на оборону.
Международный валютный фонд обещает Украине очередной кредит в размере 1,4 млрд долл., а ЕС в качестве третьей волны помощи направит 1 млрд евро. Кроме того, до конца года страна может получить кредит еще на 510 млн евро, а также безвозвратную помощь в 250 млн евро. Всего планируется получить помощи около 2,8 млрд евро. Это гораздо меньше, чем Украина должна России за поставленный газ. Этих денег, конечно, хватит, чтобы какое-то время поддерживать украинскую военную группировку в зоне конфликта. Но тогда будут заморожены социальные проекты. В Украине продолжается ухудшение экономической ситуации, падает курс гривны, свертывается промышленное производство, растет дефицит бюджета.
Все это ведет к недовольству граждан, которое может усилиться, если Киев продолжит мобилизацию и нарастит численность войск, воюющих против ополченцев. Все годы независимости вопросам обороны и мобилизации Украина не уделяла должного внимания. Пополнение мобресурсами войск идет трудно. Авторитет армии, несмотря на пропаганду, очень невысокий. Нынешняя власть демонстрирует явную неспособность повысить дееспособность своих войск – организовать быстрое и эффективное обучение военному делу специалистов. Одна из причин поражения украинских войск – слабые боевые навыки солдат и офицеров. Даже лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош признает, что основные причины поражения войск на фронте связаны с «отсутствием боевого духа и дисциплины среди призванных на службу». Он также отмечает «панический страх в высоких киевских кабинетах добровольческого движения». Лидер радикалов обвиняет в некомпетентности некоторых «генералов, которые проводят операции» и отмечает «неудовлетворительное материально-техническое обеспечение фронтовых подразделений». По его словам, недостаточно вооружены не только добровольческие формирования, но и части украинской армии. «Большую часть бронетехники мы теряем не потому, что ее бросают экипажи, а потому, что она сломана – не едет или не стреляет», – утверждает Ярош. И это соответствует действительности.
Таким образом, милитаристские планы режима Порошенко ввергают страну в дальнейший кризис. Военного решения проблем юго-востока Украины нет. И понятно, что продолжение братоубийственной войны будет иметь социально-политические последствия, обрекая на сепаратизм все новые регионы страны.